3. Продвинутые предварительные практики
Естественный переход от гуру-йоги к продвинутым предварительным практикам сопровождается возросшим проявлением соответствующих знаков – мимолётных мгновений прозрения, спонтанных добродетельных действий по отношению к другим и вдохновляющих моментов внутреннего покоя. Подобные знаки непременно возникают у серьёзных практикующих и считаются «неизбежным результатом предварительных практик». В результате освоения сущностного [этапа практики] приходит прямой опыт, и понимание возникает беспрепятственно. Несмотря на то что эти практики именуются «предварительными», именно на них основаны сущностные практики – от них зависит то, что произойдёт во время сущностной медитации. Предварительные практики позволяют обрести твёрдость, которая приносит знание и уверенность.
Перед тем как приступить к выполнению сущностных практик медитации, практикующим необходимо получить опыт переживания, связанный с благим результатом предварительных практик. Перед тем как начать выполнение формальных практик, очень важно получить подобный опыт в необходимом объёме. Несмотря на то что появление признаков прогресса неизбежно, этого нельзя сказать о результате практики – твёрдости. «Твёрдость ума» означает непрерывное поддержание верного воззрения во всех ситуациях и во всех видах активности. Определённые продвинутые предварительные практики – а именно практика добродетели и практика сохранения – были созданы для того, чтобы помочь практикующим обрести твёрдость. Эти практики требуют приложения значительных усилий, потому что подразумевают непрерывное выполнение – их следует выполнять даже во сне. Стремясь к добродетели и постижению истины, практикующие прикладывают усердие, которое помогает преодолеть лень. Если развивать усердие и дальше, то через какое-то время в потоке ума возникает уверенность в собственных силах. Практикующие прогрессируют, и проявляющиеся время от времени знаки перерастают в непрерывное сознавание истинной природы ума.
3.1. Практика добродетели
Основной целью практики добродетели является зарождение в потоке ума практикующих твёрдости, в результате чего в дальнейшем он послужит подходящим сосудом для постижения окончательного смысла. В некоторой мере практика добродетели – это необходимое условие для следующей продвинутой предварительной практики под названием «сохранение», в процессе которой окончательный смысл проявляется естественным образом. Существует два вида практики добродетели – упражнения, связанные с поведением, и упражнения, связанные с тренировкой мышления. Позитивные склонности, приобретаемые в процессе этих практик, со временем проявляются как определённые ментальные факторы, которые в свою очередь облегчают работу с мышлением.
3.2. Упражнения, связанные с поведением: моральная дисциплина и контроль за восприятием эффект от контроля за поведением усиливается благодаря контролю за чувственным восприятием и упражнениям, связанным с мышлением, – памятованию и бдительности: «Как форму не узреть без глаз, так и учения не усвоить без моральной дисциплины». Затем практикующие оберегают, или, другими словами, сохраняют эту достигнутую тренировкой памятования позицию. ...Теперь практикующим предлагается обратить вспять процесс восприятия, в результате которого рождаются привязанность и неприязнь. Для этого им необходимо внимательно наблюдать за умом и распознавать, когда именно появляется привязанность или неприязнь к определённым характеристикам объектов восприятия. Контроль за восприятием предполагает постоянное – от мгновения к мгновению – наблюдение за событиями восприятия. Это наблюдение длится до тех пор, пока не ослабнет цепляние, выраженное в том, что ум предпочитает одну характеристику другой. Контроль восприятия – это метод защиты ума от загрязнений привязанности и неприязни. ...Целью обоих видов тренировки контроля является достижение непрерывности практики в любых ситуациях. Весь смысл контроля над внешним поведением и восприятием заключается в том, чтобы развить и поддерживать внутреннее состояние «ума, который освобождается».
3.3. Упражнения, связанные с мышлением: памятование и бдительность
Ослабление привязанности к обычному опыту чувственного восприятия происходит легче, если практиковать памятование. Памятование – это применение (как правило, в медитативном состоянии) бездеятельного сознавания к текущему моменту переживания. Бдительность – это точно такое же применение чистого сознавания, но уже в промежутках между сессиями медитации – во время повседневной деятельности. В отличие от контроля за поведением и восприятием, совместное применение памятования и бдительности является ментальной практикой, которая развивается в дальнейшем в интенсивную медитацию, характерную для сущностных практик. Памятование и бдительность обеспечивают плавный переход от контроля поведения и восприятия к формальной практике медитации. Таши: «Стремишься если уберечь учения, то постарайся уберечь свой ум. А если ум свой ты беречь не будешь, то и учения тебе не уберечь. То, что практикуют бодхисаттвы, бесценно. Тебе же надлежит осуществлять все эти практики, что развивают ум и ведут к уверенности. И впредь пусть ум твой будет сосредоточен и неприступен под твоей охраной. Что толку тренироваться в этике, когда не приведена в порядок дисциплина, которая охраняет ум.»
В буддийской традиции махаяны памятование и бдительность являются колесницами, благодаря которым в непрерывном потоке ума созревают знаки уверенности. Они должны быть защищены в первую очередь: «Те, кто стремится ум свой уберечь, молитвенно сложив пред вами руки, прошу: Все силы приложите, чтоб сохранить памятование и бдительность.» Авторы некоторых комментариев считают памятование самой важной из предварительных практик, даже не рассматривают другие предварительные практики, подчёркивают лишь важность памятования. В буддийских текстах абхидхармы говорится, что все добродетельные ментальные факторы зависят от памятования, потому что памятование оказывает сильное влияние на другие ментальные факторы.В силу этого тренировка памятования становится путём к развитию многих других добродетельных ментальных факторов. Пренебрежение памятованием ставит крест на прогрессе: «Татхагата учил наделённых силой, что памятование о теле – это единственный путь, по которому следует идти. Усиливай и зорко охраняй памятование. Если оно утеряно, все учения будут уничтожены.» «Из цитаты следует, что памятование крайне важно. Усиливай и зорко охраняй его. Памятование не принадлежит отдельной традиции. Это великий, единый для всех путь восхождения, ведущий к состоянию будды. Это единая опора для всего. Это называется «памятование о теле».»
Какую бы систему медитации мы ни использовали – относится она к сутре или тантре, памятование всегда является основой любой практики. Если оценивать памятование по шкале интенсивности – какой из ментальных факторов наиболее ускоряет процесс идентификации объекта, то памятование превосходит два предшествующих ментальных фактора – интерес и восхищение. Интерес и восхищение обусловливают всё более возрастающее внимание к объекту восприятия, и это ведёт к тому, что объект производит на наблюдателя определённое впечатление. Восхищение позволяет наблюдателю чётко выделить данный объект среди других объектов в поле восприятия и отчётливо определить его качества. Памятование обладает и этими, и некоторыми другими свойствами. Оно добавляет в процесс восприятия временно́е измерение, и у наблюдателя появляется возможность непрерывно оставаться осведомлённым о качествах объекта в течение некоего времени: «Если кому-то понадобится дать определение памятованию, то достаточно сказать, что это ум, который не забывает о какой-либо привычной вещи. Это ум, который не отвлекается, будучи в активном состоянии.»
Термин «памятование» происходит от санскритского слова smṛti, что означает «помнить». Благодаря памятованию объект, на который направлено сознавание, становится привычным и остаётся таким в течение времени вследствие непрерывного припоминания о нём. Как и восхищение, превосходное памятование связано лишь с объектами, воспринимаемыми в данный момент, и служит для их идентификации. Именно это подразумевается в отрывке из текста абхидхармы, где говорится об «уме, не забывающем о какой-либо привычной вещи». Для поддерживания памятования недостаточно «привычности» объекта, основанной на его восприятии в прошлом. Памятование предусматривает «привычность» этого объекта в данный конкретный момент времени, потому что слово «привычный» определяет восприятие того, что возникает в потоке ума в настоящий момент. Если основной характеристикой восхищения являлась способность выделять конкретный объект из всего поля восприятия, то о памятовании можно сказать, что оно обладает ещё большей способностью и может отделять объект, воспринимаемый в данный момент, от мыслительных процессов, которые с ним связаны, – таких как память, идеи и эмоции. Памятование подразумевает чистое, незагрязнённое посторонними ментальными процессами сознавание объекта, воспринимаемого в данный момент. Сначала практиковать памятование довольно сложно. В «Бодхичарья-аватаре» обычный ум сравнивается с диким слоном, который, придя в волнение, крушит всё без разбора. Когда дикий слон укрощён, то его можно использовать для полезной работы: «Неприручённые слоны, вошедшие в раж, не причинят столько разрушений, сколько бесконтрольный ум – этот дикий, метущийся слон – ввергающий в ад».
«Памятование» буквально означает «вновь воскрешать в памяти» ментальные события, которые иначе возникали бы в беспорядке и хаосе. Для того, чтобы укротить слона, его привязывают к столбу. Похожим образом функционирует памятование: «Воскрешать в памяти означает поместить сознавание глубоко в объект восприятия, как помещают столб в яму, чтобы укрепить его. Если этот слон ума опутан со всех сторон верёвкой памятования, то все страхи уйдут и [в нём] воцарится добродетель.»
Отвлечение, которое характерно для обычного, подобного дикому слону, ума, снова и снова способствует возникновению различных эмоциональных состояний. Памятование служит первым шагом на пути приведения потока ума в порядок, который необходим для того, чтобы в нём преобладали благие ментальные факторы. Таким образом памятование оказывает влияние на позитивные ментальные факторы. Гампопа сказал: Неотвлечение – это путь всех будд. Неотвлечение – это наш духовный друг. Неотвлечение – это лучшее из всех наставлений. Неотвлечение – присутствие памятования в потоке ума – это Срединный путь Будды трёх времён.
практикующие учатся созерцать ум не как непрерывный поток, а как отдельные моменты сознания, или отдельные моменты ума. Каждый из этих отдельных моментов, какой бы короткой ни была его продолжительность, может служить опорой для памятования. Забыть означает не направлять внимание на выбранный [объект] в текущий момент ума. Отвлечься означает позволить следующему моменту ума перевести внимание с выбранного [объекта] на что-то другое. С позиции ума памятование представляет собой чистое, лишённое отвлечений сознавание. ... определяет памятование как «непрерывное представление чего-либо – то есть определённый стиль удержания внимания». Практиковать памятование означает направить чистое сознавание к объекту, воспринимаемому в данный момент, и поддерживать это сознавание мгновение за мгновением, не отвлекаясь при этом на обдумывание избранного объекта. Если освоить памятование, то оно становится методом удерживания внимания на выбранных объектах.
Всё, что служит объектом памятования, считается его опорой. Согласно тексту, существует четыре опоры памятования: тело, ощущение, состояние сознания и содержимое сознания. Последняя опора включает все ментальные факторы, процессы восприятия, мысли и эмоции. Каждая из четырёх опор представляет собой обособленный класс внутренних событий потока ума. Каждая может служить средством развития памятования. Практика памятования тела считается самой лёгкой из всех, поэтому обычно начинают именно с неё. Для полного освоения техники памятования рекомендуется использовать все четыре опоры. Когда практикуют памятование обычным методом, то ограничиваются одной опорой – практикуют памятование применительно к ощущениям тела, как советуют Нагарджуна и Шантидева. Практикующие направляют чистое сознавание на весь спектр непрерывно возникающих ощущений тела – боль, зуд, тепло и так далее. Они концентрируются на ощущениях тела непосредственно в тот момент, когда эти ощущения возникают как отдельные события в непрерывном потоке ума. Другой распространённый метод практики памятования – это использование в качестве опоры различных видов сознания – ментального, зрительного, слухового, вкусового, обонятельного и осязательного. Затем практикующие удерживают чистое, безоценочное сознавание на каждом отдельном ментальном событии ровно столько, сколько оно длится в непрерывном, возникающим момент за моментом, потоке ума. Если, к примеру, возникает мысль, практикующий замечает, что начался процесс мышления, но при этом не фокусируется на содержании конкретной мысли. Если сознавание в какой-то момент направлено на визуальное восприятие, практикующий замечает, что задействовано зрение, но при этом не вовлекается в размышления об увиденном объекте. Мгновение за мгновением практикующий фиксирует, какой вид сознания активен в данный момент, но при этом не вовлекается в размышления о содержании воспринимаемого объекта. Такой связанный с различными видами сознания подход к практике памятования очень популярен в бирманской буддийской традиции.
Более сложный метод практики памятования - в традиции махаяны. Он заключается в тренировке чистого сознавания, которое ежемоментно направляют на всё, что возникает в непрерывном потоке ума, не используя при этом никаких опор и не полагаясь ни на какую систему обозначений. Этот метод подразумевает, что, следуя за непрерывной чередой отдельных ментальных событий, невозможно отвлечься, потому что, даже если отвлечение возникает, то сразу становится следующей опорой для сознавания. Вне зависимости от того, какой метод практики используется, главная её задача – это развитие последовательного, неуклонного и безостановочного сознавания. С позиции ума целью практики является непрерывное памятование, направленное на всё, что возникает в потоке ума. Именно так объясняют сохранение непрерывного потока ума.
Гуру-йога способствует установлению особой близости между потоком ума практикующих и непревзойдённым умом ламы и другими объектами прибежища. Это сознавание непрерывной связи с объектами прибежища является знаком развития памятования. В продвинутых предварительных практиках эти знаки используют как основу и применяют технику памятования до тех пор, пока не добьются стабильности и непрерывности. Считается, что освоение памятования требует усердия. Лень приводит к потере памятования, и тогда практикующим приходится начинать заново и выполнять практику размышления о страданиях сансары.
Тренировка памятования может принести много пользы. Но важнее всего то, что памятование закладывает основу для двух сущностных практик следующих этапов – шаматхи и випашьяны. Памятование - фактор реализации, который помогает постичь пустотность всех феноменов. Когда памятование сводит поток ума к отдельным моментам сознавания, то раз за разом становится всё труднее обнаружить конкретную позицию наблюдения, или, другими словами, собственное «я», которое существовало бы отдельно от этих моментов. Благодаря такому своему качеству памятование предоставляет основанный на личном опыте фундамент для прямого постижения пустотности: «Сначала мысленно удали слой за слоем всю кожу. Затем лезвием мудрости отдели мясо от костей. Раздроби кости и взгляни на мозг, что внутри. Спроси себя: «Что является сущностью всего этого?» И тогда, если ты, одержимый привязанностью, после усердных поисков сущности так и не обнаружишь, Ответь: зачем так печёшься об этом теле?"
Бдительность (saṃprajaña) –дополнение к памятованию. используют составной термин, который означает «памятование и бдительность». Памятование используется в сидячей медитации. Бдительность используется для применения чистого сознавания в повседневной деятельности. В повседневной деятельности добиться такого же качества практики памятования, как и во время сидячей медитации, очень сложно, тем не менее многим всё же удаётся поддерживать определённый уровень сознавания, занимаясь обыденными делами. Таши определяет бдительность следующим образом: Какое бы действия мы ни начали выполнять – действие тела или иное, – необходимо делать это ответственно.
Классическое определение бдительности - в «Бодхичарья-аватаре»: Непрерывное наблюдение за состоянием тела и ума – вот краткое определение бдительности – сохранения.
Таши Намгьял приводит примеры повседневной деятельности, во время которой нужно сохранять сознавание: когда мы стоим, сидим, едим и спим. Это сокращённый вариант перечня из «Сатипаттхана-сутры»: 1) прохаживаться туда-сюда; 2) глядеть перед собой или в стороны; 3) соединять конечности и потягиваться; 4) надевать одежду; 5) есть и пить; 6) мыться; 7) идти, стоять, сидеть, спать, разговаривать и хранить молчание. Целью этой практики является сведение всех аспектов повседневной жизни к единому аспекту – к непрерывному чистому сознаванию всех событий ментальной активности и поведения в тот самый момент, когда они происходят. Таши упоминает два дополнительных ментальных фактора, которые способствуют развитию памятования и бдительности. Это добросовестность, или ответственность, и усердие, или настойчивость. Настойчивостью называют значительные усилия, которые прилагают к поддерживанию памятования-бдительности во время всех видов активности. Это делается для того, чтобы преодолеть лень и достичь цели – непрерывного памятования. Вне зависимости от того, в какой ситуации они находятся, практикующие всегда применяют памятование и бдительность, используя настойчивость и ответственность: «Быть нищим не беда; лишиться славы, жизни, тела – это всё не страшно. Расстаться с счастьем? Пускай и это; ум загрязнённый – вот с чем нельзя смириться. Вы, кто свой ум вести намерен, им управляя памятованием и бдительностью; вы, кто все усилия прилагает, чтоб сохранить его, – пред вами в молитве складываю руки.»
В ранней традиции буддизма тхеравады главным благим результатом практики памятования считалось постижение трёх характеристик существования – непостоянства, отсутствия собственного «я» и страдания. Прямое непрерывное наблюдение за потоком ума вело к пониманию, что этот поток всё время изменяется. Таким образом, прямое постижение непостоянства естественным образом рождалось благодаря памятованию. Направление бездеятельного чистого сознавания на всё, что проявляется, также ведёт к пониманию, что ум, никогда не останавливаясь, реагирует на всё, на что направляется внимание. Памятование ведёт к прямому опыту переживания привязанности и неприязни, в то время как они момент за моментом проявляются в потоке ума. С этой точки зрения можно сказать, что постижение того, как ум рождает страдание, естественным образом возникает из практики памятования. Более того, правильное применение не связанного с реагированием памятования ведёт к тому, что наблюдение за разворачивающимся в потоке ума опытом становится обезличенным процессом. Таким образом, памятование ведёт к опыту переживания отсутствия собственного «я».
В более поздней традиции махаяны, в которую входит и махамудра, благие результаты практики памятования и бдительности перечисляются следующим образом: 1) устранение ложных концепций, 2) укрепление уверенности, 3) обретение твёрдости ума, 4) принятие этой твёрдости в качестве основы для формальной практики медитации: «Если всегда будешь полагаться на памятование и бдительность, то не поддашься искушению, когда ложные концепции попытаются ввести тебя в заблуждение.» Применение бдительности сажает семена, исправляющие ложные концепции.
Через некоторое время знаки, обусловленные практикой памятования и бдительности, перерастают в опыт переживания окончательного смысла в каждый момент потока ума. Практикующие выходят за пределы интеллектуального понимания основополагающего воззрения и даже перестают обращать внимание на возникновение знаков. Теперь у них есть прямой, безостановочный опыт переживания истины, который происходит в каждый момент непрерывного движения потока ума – даже во время сна и сновидений. Теперь в потоке ума сложилось правильное воззрение. Последовательным выполнением практик, преодолевают необходимость внешнего контроля за поведением, , а затем тренируют непрерывное памятование. В итоге практикующие приходят к новому подходу в своём поведении. Бдительность преобразует поведение в непрерывную медитацию. Каждый момент сознавания приводит к одному и тому же постижению, к одному и тому же окончательному смыслу.
Однако более глубокое понимание окончательного смысла может быть достигнуто лишь с помощью истинной медитации. Несмотря на то что памятование и бдительность подготавливают ум к формальной медитации, они не могут сами по себе её заменить. Считается, что памятование и бдительность «дают рождение» медитации. Шантидева сказал: «Я предам своему уму такую же твёрдость, как гора Меру». В последующих наставлениях предлагается использовать развитие сознавания для углубления опыта переживания истинной природы ума, с тем чтобы эта истина навсегда стала частью каждого момента когнитивного процесса. Позже, когда настанет время сущностных практик, эта истина будет неустанно направлять медитацию.
3.4. Сохранение
Практика гуру-йоги сажает семена реализации истинной природы ума. Памятование и бдительность – как солнечный свет и вода – являются условиями, способствующими созреванию семени пробуждённой мудрости. Продвинутые предварительные практики созданы для того, чтобы дать рождение внутреннему опыту, приводящему к уверенности в окончательном плоде традиции махамудры, известном как «естественное состояние реализованного ума». Однако на этом этапе практики реализация всё ещё происходит в рамках относительного ума... объясняют заключительную продвинутую предварительную практику, которая называется «сохранение»), следующим образом: «То, на чём вы медитируете, не перепутаешь ни с чем другим. Это пробуждённое состояние, в котором пребывает ум. Оно также известно как [ум, ] «пребывающий сам по себе как есть». Вы обретёте уверенность [во время] свободного от привязанности [созерцания ума]. Пока не обрели уверенность, выполняйте предшествующие и текущие практики медитации для того, чтобы развить усердное выполнение, а затем и твёрдость ума".
Термин «сохранение» означает «защищать», «оберегать», «сохранять» в том же смысле, как «охранять крепость». Этот же термин означает «заботиться», «оберегать», «поддерживать». хотя медитация является противоядием от неведения, его не так просто преодолеть. Даже если практикующие обрели некоторый опыт в практике определённого этапа и следуют истинному воззрению, сила неведения всё ещё остаётся значительной. Поэтому наставления по практике сохранения очень важны для того, чтобы оставаться на верном пути. Существует два вида наставлений по практике сохранения: 1) обычные наставления, которые называются «условия, ведущие к уверенности» и 2) особые наставления, которые называются «молитвы устремления».
3.4.1. Обычные практики сохранения: условия, ведущие к уверенности
Двумя обычными практиками сохранения является работа с объективными условия и текущими условиями. Слово «условия» связано с доктриной причины и следствия. Считается, что причиной возникновения уверенности являются памятование и бдительность, но этого недостаточно. Из семени (причины дерева) дерево может вырасти лишь при условии правильного ухода и подходящего климата. Точно так же и причина уверенности может созреть как личный опыт уверенности лишь при стечении объективных и текущих условий. Поэтому практикующие используют все доступные ситуации для приведения уверенности к созреванию. Таких ситуаций две: 1) периоды, когда ум находится в медитативном состоянии, и 2) остальное время, когда практикующий вовлечён в повседневную деятельность. С позиции ума – то есть чистого сознавания – непрерывно, момент за моментом меняющееся ментальное содержимое, состоящее из представлений об объекта, является «тем, на чём следует медитировать», представляя его как отражение ума. В отличие от постоянно изменяющегося содержимого ума, сознавание момент за моментом пребывает неизменно, уменьшая тем самым отвлечение и ослабляя рассеянность. Принимая сознавание-как-оно-есть в качестве объекта памятования, ум «устанавливается сам в себе». приняв такую позицию, практикующие «направляются прямо к центру».
Термин «подлинный» подчёркивает перемещение позиции созерцания от изменяющегося момент за моментом содержимого ума к непрерывному сознаванию, которое предшествует всем отдельным моментам [потока ума] и присутствует в любой из них одновременно с ментальными событиями: «[Настоящий] путь – это [сам] неотвлекающийся ум, истинная природа которого полностью постигнута». Практикующие ощущают фундаментальное соответствие между тем, как возникает поток ума, и истинным воззрением, обретённым благодаря учениям. Сохранение подразумевает сравнение непосредственного опыта и полученных учений в силу того, что в опыте переживаний, проявляющихся в потоке ума появляется что-то, что позволяет обнаружить воззрение истинной природы ума. практикующие обнаруживают, что ум функционирует одним и тем же образом и приходит к тому же самому постижению собственной истинной природы. Уверенность не обусловлена состоянием ума, но на каждом следующем этапе пути понимание углубляется.
Вторая часть наставлений посвящена текущим условиям и подразумевает использование любых возможностей, возникающих в повседневной жизни, для поддержания воззрения основополагающей природы ума. Два вида наставлений – об объективных и текущих условиях – можно соотнести с памятованием и бдительностью. Термин «текущий» означает «только в данный момент». Какие бы отдельные события ни возникали в потоке ума – ощущения, мысли, эмоции, – все они несут в себе всю ту же истину о самом уме. В течение всего дня практикующие непрерывно развивают прямой опыт переживания одного и того же постижения. Каждое отдельное ментальное событие усиливает уверенность практикующих в истинной природе ума: «Взгляни на то, что возникает, как на возникающее в силу причин и условий. Не существует того, кто знает, лишь сознавание-как-таковое.»
Течение потока ума возникает в силу причин и условий. В нём нет независимо существующего «я», которое можно было бы определить как позицию, с которой ведётся наблюдение. Не существует также и познающего. То, что, кажется, возникает как нечто обладающее независимым существованием, на самом деле является лишь проявлением таким же, как проявление в сновидении.
Поскольку каждый момент опыта потенциально может привести к одному и тому же постижению, понимание окончательного смысла достигается быстрее. В тот момент, когда возникает уверенная реализация, не остаётся никакой другой истины, к которой нужно было бы стремиться: «[Тогда] практика сохранения не сопряжена с надеждой [достичь] и страхом [не достичь]». «Нет ничего, что нужно было бы искать». Не существует какой-то собой ментальной активности, которой было бы под силу создать препятствие или способствовать тому, что уже развилось до той степени, когда возникла уверенность. Когда практикующие поддерживают уверенность и в ходе сессий медитации, и во время деятельности, практика сохранения считается «всеобъемлющей».
3.4.2. Особые практики сохранения: молитва преданности
Мудрость и сострадание являются аспектами одной и той же реализации недвойственности. Поэтому опыт уверенности в истинной природе ума всегда ведёт к возникновению сострадательного стремления к тому, чтобы и другие познали эту истину: «Освободившись от всех [ментальных] усложнений, молись о том, чтобы все существа достигли высшей реализации: добродетели [сострадания] и блаженства [пробуждённой мудрости], которые возникают благодаря практике добродетели. Практика сохранения устанавливает основу для совершенного очищения с помощью молитвы преданности. Затем ты укрепишь корни добродетели, что уже само по себе немалое достижение.»
Предварительные практики считаются законченными, когда практикующие способны выполнять практики каждого из этапов в рамках краткой сессии: «Во время краткой сессии раствори в себе, преобразив их в свет, объекты прибежища, Ваджрасаттву, совершенную мандалу, собрание божеств и учителей [из практики гуру-йоги]. Выполни это таким образом, чтобы стать нераздельным с их телом, речью и умом.» в целом тексты составлены так, что все предварительные практики сведены к единому циклу.
В то время как предварительные практики подготавливают ум к обретению уверенности, настоящая уверенность приходить лишь после усердной практики медитации. Продвинутые предварительные практики надлежащим образом подготавливают ум для формальной медитации. Вопреки распространённому мнению, медитация – это не начало духовной практики, а её результат или плод: «Предварительные практики, предназначенные для освоения медитации, до этого момента нам недоступной, называют йогой успокоения.» Серьёзные изменения в образе жизни и воззрении, которые происходят в процессе предварительных практик, помогают начать медитацию и открывают путь к её сущностным практикам.
_________________ Не важно, что написано. Важно, как понято.
|