2.
Концентрация на внутреннем ментальном образе: великая добродетельС позиции ума целью следующего этапа практики концентрации являются развитие непрерывного полного пребывания на выбранном объекте и стабильность прикладываемого для этого усилия. С позиции ментальных событий цель следующего этапа практики концентрации – добиться полного пребывания, которое характеризуется относительным отсутствием ментальных усложнений, проявляющихся как концептуальное мышление, оценка текущего опыта чувственного восприятия или как состояния, связанные с беспокоящими эмоциями. С позиции ментальных событий этот этап практики концентрации обозначается как «концентрация на внутреннем ментальном образе» или «великая добродетель».
Когда практикующие достигают определённого уровня частичного пребывания, то им рекомендуется перейти к практике с невещественным объектом. называют этот второй этап практики концентрации «великая добродетель», называют его «положительный результат». Как и указывает его название, этот этап предполагает созревание плода практики концентрации предыдущего этапа.
На второй ступени практикующие используют вместо внешнего объекта «отражённый внутренний ментальный образ», который соответствует этому объекту. По мере развития навыка практикующие становятся способны удерживать внимание на внутреннем образе внешнего объекта – визуализации. Практика концентрации на внутреннем образе способствует развитию относительно непрерывного пребывания на этом внутреннем образе.
рекомендуется использовать в качестве внутреннего образа священный объект. Взгляд снова фиксируется на внешнем объекте до тех пор, пока не будет достигнуто частичное пребывание. Затем практикующие создают внутренний ментальный образ, который является отражением внешнего объекта, и удерживают на нём ум до тех пор, пока частичное пребывание не будет достигнуто с помощью опоры на внутренний образ.
Третья ступень практики называется «концентрация на несубстанциональной форме». Практика этой ступени заключается в создании образа тела Татхагаты. «Сказано, что создание образа тела Татхагаты является наиболее важной визуализацией, позволяющей освоить состояние пребывания ума в покое».
Эта медитация сама по себе считается такой мощной, что с помощью лишь её одной можно достичь всех тех целей, которые ставит перед собой тренировка концентрации, даже не прибегая к предварительной медитации на вещественных объектах или невещественных отражённых образах. В тексте Камалашилы «Этапы Медитации» («Бхаванакрама») вся последовательность тренировки шаматхи представлена как единственная практика – медитация на форме Татхагаты.
Концентрация, которая позволяет отделить поступающую в текущий момент через органы чувственного восприятия информацию от связанных с ней ментальных усложнений, естественным образом подводит практикующих к восприятию объекта как невещественного. Практикующие освобождаются от обычной склонности воспринимать объекты внешнего мира как вещественные и создают невещественный, воссозданный внутри мир, который и используют как опору для концентрации. Таким образом, тренировка концентрации закладывает основу для последующей реализации пустотности феноменов.
Для того чтобы приступить к практике медитации на невещественном объекте, необходимо выполнить два предварительных условия. Во-первых, для создания подобных визуализаций требуется значительный уровень владения техникой концентрации. Для этого и была необходима предварительная тренировка концентрации на внешнем объекте. Теперь практикующие должны научиться непрерывно удерживать ум на внутренней визуализации и при этом не отвлекаться, даже несмотря на то, что у них нет никакого внешнего объекта, который можно было бы использовать в качестве опоры. Во-вторых, для практики подобной визуализации необходимо обладать склонностью к добродетели.
Те практикующие, кто обладает добродетельными ментальными факторами, в процессе медитации на Татхагате приводят свой ум в соответствие с совершенным образом. Интенсивная концентрация приводит к тому, что поток ума практикующих всё больше и больше соответствует совершенному образу Татхагаты и всем его благим качествам. Поскольку ум практикующих постепенно обретает форму визуализируемого образа Татхагаты, результат этой практики называется «великая добродетель»:
«Поскольку ты способен концентрироваться на выбранном объекте, таком как форма Татхагаты, то накопишь благодаря этому огромное количество заслуг. Подобные действия должны поощряться!»
Любой объект, визуализацию которого практикующие выполняют регулярно и в течение продолжительного времени, всё больше становится частью области их ментального опыта восприятия.
Метод практики визуализации Татхагаты состоит из нескольких ступеней. В коренных наставлениях сказано:
«Найди опору для практики – объект для создания отражённого образа. Образ должен светиться и быть облачённым в три вида одеяний. [Сначала] визуализируй образ перед собой, а [затем] перенеси его как отражение в поток своего ума.»
Сначала опора визуализируется как вещественный объект, находящийся перед практикующими. Затем выполняется визуализация того же объекта, но уже как образа, отражённого внутри. Регулярная практика с использованием отражённого образа приводит к пребыванию ума на этом образе.
Базовая структура этой практики следующая: 1) выбор и установление объекта, 2) молитва, 3) зарождение интереса и связанных с ним ментальных факторов, 4) установление ключевых точек тела, а также общих и особых аспектов ума, 5) ментальный анализ атрибутов выбранного объекта, 6) положительный результат, 7) сохранение,
повторение. в следующем отрывке комментария можно обнаружить схожую классификацию:
«[1] Выбери опору для отражения образа формы [Татхагаты]. Это первая из трёх ступеней. С уважением размести его перед собой.
[2] Визуализируй отражённый образ. Визуализация отражённого образа Победоносного позволяет обрести великую заслугу.
[3] Затем зароди интерес [и другие ментальные факторы]. Думай так: «Я принимаю прибежище в образе Татхагаты».
[4] Затем сфокусируйся однонаправленно на [образе] так, чтобы взгляд и ум не отвлекались ни на что другое.
[5] Не позволяй возникать мыслям о частностях – например, о форме объекта, недостатках используемого метода или их причинах.
[6] Таким образом ты используешь [этот отражённый образ] как опору, сохраняя без отвлечения памятование о форме Татхагаты.
[7] Теперь сохраняй это состояние, когда ум пребывает сам в себе. Применяй памятование для распознавания возникающих мыслей. Если отвлечёшься, возобнови практику с зарождения интереса и далее, а затем сохраняй [заново обретённое состояние пребывания в покое].
[8] Если будешь практиковать слишком долго, то тело может устать поддерживать позу Вайрочаны или, возможно, ты перестанешь его ощущать… вознеси молитвы и продолжай сохранять это состояние.»
Далее - наставления по медитации на невещественном образе Татхагаты. Теперь тренировка концентрации основана исключительно на внутренней визуализации образа без использования внешнего объекта, который бы находился перед глазами:
«[1] Выполни визуализацию. Думай, что визуализируемый тобой образ – это и есть сам Будда. Пребывай в этом знании. Не отвлекайся от того, что видишь своими глазами.
[2–3] Зароди интерес и веру, которым сопутствует памятование обо всех благих качествах.
[4] Теперь упражняйся в концентрации, как прежде [используя этот образ] … «
Концентрация на внутреннем образе Будды является более интенсивной, чем концентрация на камне, который находится перед глазами практикующего. Считается, что практикующие испытывают больший интерес ('dun pa) к священному образу. Им необходимо сфокусироваться на внутреннем образе, а затем удерживать на этом своё внимание. Подобная визуализация требует определённого навыка.
Подобная визуализация обладает несколькими преимуществами. Поскольку медитация на внутреннем образе требует более интенсивной концентрации, стремительно растёт способность ума пребывать на выбранном объекте. На предшествовавших этапах практики концентрации речь с точки зрения специальной терминологии шла в основном о внимании, то есть о направлении ума на выбранный объект. Теперь же используются другие термины – например, «однонаправленная сосредоточенность» и «сосредоточенность, основанная на вере». Использование этих терминов указывает на тот факт, что интенсивность концентрации увеличилась, а вместе с этим произошло и её усиление. Становится понятно, что практикующие прогрессируют в своей практике концентрации и продвинулись по направлению к наивысшему состоянию совершенной концентрации, или самадхи.
«Каждый, кто направляет своё внимание на этот выбранный объект – на самого блистательного Авалокитешвару – такие бодхисаттвы достигнут состояния самадхи.»
По-другому можно описать это преимущество с точки зрения неотвлечения:
«Непрерывно представляя в уме Будду – пребывая в состоянии самадхи, а также вне его, – никогда не утратишь способность не отвлекаться.»
Практикующие прогрессируют, постепенно приближаясь к состоянию, когда пребывающий на выбранном объекте ум никогда не теряет концентрацию.
ещё одной важной целью, которая достигается практикой концентрации на внутреннем ментальном образе, является великая добродетель:
«Практикуй с искренней верой, сфокусировавшись на образе Татхагаты. Это называется «небесное самадхи, подобное океану». В сутрах говорится, что памятование о Будде помогает обрести великую заслугу, очищает загрязнения и доводит до совершенства все благие качества. Нагарджуна сказал: «Представляя в уме Будду, ты обретаешь драгоценность всех благих качеств, силу и могущество всех татхагат… каждый, кто представляет подобным образом в уме Будду Шакьямуни, восседает рядом с ним».»
Регулярная практика приводит к тому, что медитирующие ощущают постоянное присутствие Будды. У них появляется друг – непрерывно присутствующий пример добродетели, который служит образцом для их потока ума. Когда говорят «реорганизуй взаимосвязь в потоке ума», имеют в виду, что благодаря упражнениям в концентрации собственный поток ума практикующих начинает перестраиваться в соответствии с совершенным образцом. это «особый аспект ума»: поток ума обретает форму, обладающую особыми аспектами или атрибутами Будды. Те кто полностью освоит эту медитацию, в действительности станут буддами, которых они визуализировали. Однако до этого момента считается, что ум практикующих перенимает благие качества визуализируемого будды, но сам ещё буддой не стал.
/Далай-лама называет эту идентификацию с благими качествами добродетельного объекта, которая происходит посредством медитации, «божественное приближение»./Теперь практикующие обладают достаточной гибкостью, чтобы устранять неблагие качества, когда они возникают в потоке их ума. Мысли и эмоции теперь возникают реже. Когда они всё-таки возникают, то их легко распознать, и это снижает их способность мешать концентрации.
Две проблемы, однако, всё ещё являются актуальными. Это притуплённая вялость и возбуждение. Оба явления считаются разновидностями отвлечения, потому что под их воздействием практикующие теряют из поля внимания выбранный объект медитации.
Вялость означает, что сознание полностью теряет выбранный объект или ослабляет направленное на него внимание (вялость результатом того, что «ум слишком глубоко погрузился внутрь»), возбуждение же означает, что ум не в состоянии полностью сосредоточиться на выбранном объекте, даже несмотря на его присутствие. Когда ментальные усложнения ослабевают, эти две проблемы выходят на передний план и становятся более заметными. Возникновение вялости определяют три условия: 1) сонливость или апатия, 2) продолжительный уход в себя во время медитации и 3) неспособность поддерживать достаточную интенсивность концентрации.
Камалашила даёт следующие наставления о том, как устранить вялость и возбуждение:
«Если возникнет проблема вялости или апатии, [сначала] направь взгляд и внимание вверх и взбодрись, а затем устрани вялость, [интенсивно] концентрируясь на [каком-либо очищенном аспекте, таком как] завиток волос на макушке головы или место, где расположен третий глаз, или лик Победоносного.
Что касается проблемы возникновения ментальных усложнений и возбуждения, [сначала] опусти взгляд и расслабься, а затем устрани возбуждение, концентрируясь на пупочном центре, скрещённых в позе лотоса ногах или других членах формы Будды.
Визуализация формы Татхагаты является очень эффективной практикой, потому что она обладает полным набором благих качеств для накопления заслуг.
Практикующие начинают понимать, в чём заключается смысл самадхи. На этом этапе их сравнивают с теми, кто, испытывая жажду, уже чувствует, что вода близко.
Текст Камалашилы считается первоисточником, в котором описываются блага практики концентрации на внутреннем ментальном образе. основное внимание в его тексте уделяется практике випашьяны. Практика випашьяны ведёт к возникновению убеждённости в невещественности визуализируемого образа, а также невещественности всей реальности в целом.
« Этот отражённый образ Татхагаты ниоткуда не появляется и никуда не исчезает, но при этом он присутствует – пустотный и невещественный.»
В традиции махамудры переход от вещественных объектов медитации к невещественным объектам медитации используется с той же целью – разрушить привычку практикующих цепляться за выбранный объект медитации как за вещественный.