Прежде, чем говорить о причинах возникновения религиии, слует определиться с самим термином "религия". Что такое религия?
Специалисты не пришли к единому определению религии и предлагают различные, порою взаимоисключающие формулировки. Этимология слова «религия» неясна, к тому же лат. слова religare и religere мало связаны с современным содержанием этого понятия.
Многие из предлагаемых определений предназначены для использования в определенной сфере, напр, в психологии или в социологии, или же отражают некую философскую позицию, например, гуманизм. Адекватность этих определений для соответствующих сфер может оценить лишь специалист, но они явно непригодны для обозначения религии в более широком контексте. В этом нет ничего страшного, если только подобное определение употребляется в той сфере, для которой оно предназначено. Но если оно используется для каких-то иных целей, возникают самые серьезные недоразумения. К примеру, Ф.Брэдли в книге «Явление и реальность» описывает религиозность как «устойчивое чувство страха, смирения, восторга и радостного приятия, независимо от того, на какой объект это чувство направлено, но при условии, что оно достигает определенной силы и сопровождается некоторой рефлексией». Быть может, для психологии такое определение и подходит, но Брэдли использует его в дискуссии, которая выходит за рамки психологии. Такие недоразумения весьма распространены.
Попытки сформулировать определения, выделив основные отличительные черты крупнейших религий, сталкиваются со следующими трудностями.
1. Существуют пограничные феномены, такие, как ранний буддизм или марксизм. Чтобы включить их в понятие «религия», необходимо исключить из формулировки всякое упоминание о сверхъестественном. Такое решение, равно как и противоположное, выглядело бы произвольным.
2. Религии настолько различаются между собою, что крайне трудно выделить их общие черты. Если же такие черты обнаруживаются, то возникают такие расплывчатые формулировки,как та,что предложена Брэдли («достигает определенной силы», «сопровождается некоторой рефлексией »). Но те, кто относит к числу религий известный своей агрессивной атеистичностью марксизм, считают определения, полученные таким путем, вполне приемлемыми.
Несколько легче было бы дать формулировку, подходящую лишь к одной или нескольким «высокоразвитым» религиям, считая прочие религии «неполноценными ». В таком случае мы последовали бы философскому методу, предложенному Б. Бозанкетом, который полагал, что реальность можно постичь лишь на примере ее высших проявлений.
Поиски такой формулировки тоже не обошлись бы без споров, но при достаточно гибком отборе можно было бы дать определение религии, приемлемое для очень многих. При этом можно выделить такие характерные черты религии, как вера в незримую высшую силу и поклонение этой силе, а также наличие неких внешних проявлений (обряды, молитвы и дела милосердия), призванных выражать и культивировать религиозное чувство.
_________________ Когда следуешь по пути Христа, то обязательно подходишь к Голгофе. Это место можно обойти и большинство из нас его благополучно минует. И только праведники, исполненные силы и смирения Христа, до конца испивают чашу и поднимаются за Распятым на Голгофу.
|