«Не преклоняйтесь под чужое ярмо с неверными, ибо какое общение праведности с беззаконием? Что общего у света с тьмою? Какое согласие между Христом и Велиаром? Или какое соучастие верного с неверным? Какая совместность храма Божия с идолами? Ибо вы храм Бога живаго, как сказал Бог: вселюсь в них и буду ходить в них; и буду их Богом, и они будут Моим народом. И потому выйдите из среды их и отделитесь, говорит Господь, и не прикасайтесь к нечистому; и Я прииму вас». (2-е Коринфянам 6:14-17)
Тут, на мой взгляд, дело в том, что не существует людей однозначно осатанелых, полностью сложивших с себя образ Божий и принявших образ зверя, как не бывает и людей без греха. Ведь даже и сам Апостол про себя пишет: «…а потому уже не я делаю то, но живущий во мне грех». (К Римлянам 7:17)
Поэтому, говоря о несовместимости «между Христом и Велиаром», следует иметь ввиду не конкретных людей, а человеческие пороки и добродетели, которые, сосуществуя в человеке, всегда ведут борьбу между собой. Об этом в другом месте Апостол пишет: «…потому что наша брань не против крови и плоти, но против начальств, против властей, против мироправителей тьмы века сего, против духов злобы поднебесной». (К Ефесянам 6:12) Вот как толкует это место блж. Феофилакт, архиепископ Болгарский: «У нас дело, говорит, не с обыкновенным врагом, и не с людьми, подобными и равносильными нам. Но против начальств, против властей. Как Бог начала и власти имеет, так и надменный тиран устроил у себя подобные же порядки. Против мироправителей. Не в смысле обладателей мира или твари. Потому что писание миром обыкновенно называет лукавые деяния и тех, кто совершает оные, как в выражении: вы не от мира (Ин.15:19), то есть не из числа творящих злое. Теми же обладают демоны, потому что они добровольно отдали себя в рабство им». Об отношении же к иноверцам Сам Иисус учит нас в притче о добром самарянине (От Луки 10:25-37).
А вот, в чём мы не должны преклоняться «под чужое ярмо с неверными» - это в вопросах веры Христовой, данной нам Самим Господом во всей полноте и сохраняемой Церковью. Запрет на «общение праведности с беззаконием» Церковь выразила в соборных запрещениях совместной молитвы с инославными и иноверными и причащения неверных Плотью и Кровью христовыми. Сотрудничество в вопросах нравственности, общественного устроения, здравоохранения и т. п. вполне допустимо, как допустимо позаботиться о неверном самарянине, попавшем в беду.
Слова Иисуса «Ваш отец диавол...» (От Иоанна 8:44) так толкует блаженный Феофилакт: «Он выставляет отцом их диавола, потому что в делах их видит их подобными ему; а они постоянно выставляют Авраама. Господь часто напоминает об их преступном намерении и отрицает родство их с праведником для того, чтобы пресечь лишнюю хвастливость их и убедить, что надежду нужно полагать не в суетной гордости плотским сродством, а в сходстве произволения. Поистине, как Врач душ Он утишает в них воспаление, происходящие от мечтания о сродстве с Авраамом и препятствующее им прийти ко Христу, ибо они сродство это считали достаточным для своего спасения». То есть, Иисус называет евреев детьми дьявола не для того, чтобы обозначить их неисправимость, а чтобы подвигнуть их к исправлению (мы же знаем, что покаяние невозможно для бесов, а для людей покаяние возможно до самого последнего момента жизни). На то, что евреи в этом смысле не исключение, указывает хотя бы пример Апостола Павла, который называл себя «…я, обрезанный в восьмой день, из рода Израилева, колена Вениаминова, Еврей от Евреев, по учению фарисей, по ревности — гонитель Церкви Божией…» (К Филиппийцам 3:4-6), что не помешало ему стать великим Апостолом языков.
Впрочем, Церковь ведёт диалог только с представителями традиционных исповеданий, сохранивших нормальные, данные Господом человеку при сотворении мира нормы нравственности «…они (язычники) показывают, что дело закона у них написано в сердцах, о чем свидетельствует совесть их…» (К Римлянам 2:15). С откровенными сатанистами и современными «умниками», извратившими человеческую нравственность до полной своей противоположности, такой диалог невозможен.
_________________ У Бога никто не лишний. (Эрве Базен)
|