Слава Иисусу Христу!
Разрешите еще немного поспорить?
1)
"Вратами - это значет через единую церковь, а когда мессионеры самовольно, "через забор", то это старый излюбленный экспансионый метод"
- извините, а как понять "самовольно"? Для того, чтобы говорить о Христе, нужно чье-то разрешение (РПЦ? УПЦ МП?). Вот если мне не изменяет память, и Россия, и Украина являются светскими государствами, и понятия "государственная церковь" пока, слава Богу, не существует. И "русский" не равно "православный". Капеллан Палаты общин Дэвид Эдвардс писал: "Вы не можете унаследовать... веру, как, скажем, рыжие волосы или особую форму носа. Не можете скопировать... веру, как прическу или акцент".
Ведь и ПЦ тоже "через забор" самовольно и нелегально проникала, скажем, в Китай (смею напомнить, что православные службы католики разрешали проводить у себя в кафедральном соборе в Пекине: такие факты неоднократно зарегистрированы в 2003 и 2005 гг).
2)
"сначала нужно добиться единства между КЦ и ПЦ, а после проповеди читать"
- Вы должны прекрасно понимать, что диалог, взаимное признание действительности Таинств и спасительности Церкви - это одно, а полное единство и сопричастие - это совсем другое, гораздо более сложное задание.
- Для того, чтобы начать диалог, нужно постучать в двери собеседника. Что будет на этой двери написано: "Осторожно! Во дворе злая собака!" или "Рады вас видеть!"? Очень часто на двери ПЦ мы видим именно первую надпись. В Донецке ежегодно 7 марта проводится экуменическая молитва о мире. В этом году она проводилась в кирхе у лютеран. Пришли: лютеране (даже приехал из Германии их пастор), римо-католики (с отцом-настоятелем прихода), греко-католики и православные Киевского патриархата; УПЦ МП на приглашение отреагировали так: "Мы? Молиться с еретиками и раскольниками? Нет!" Ну и кто не хочет единства?
- что до экуменизма и межрелигиозного диалога, позиция нашей Церкви выражена в Доктринальной ноте о некоторых аспектах евангелизации от 14.12.2007 - прочтите, занимательный документ.
- P.S. по этому пункту: если будет желание, ознакомьтесь со статьей известного православного священника Г.Чистякова "Откуда эта злоба?"
P.P.S.: а проповеди я не читаю, это привилегия священников
3)
о "попытке создать унию (подчинить православных прихожан Папе) не на своей канонической территории"
- как понять "каноническая территория"? Вот все-таки зайдите на сайт
http://catholic.at.ua/, почитайте некоторые разделы. И материал к рефлексии: уже в 977г на территории Руси была латинская диецезия. Крещение, напомню, состоялось в 988-989гг. Вот что пишет Иоаннн Павел II в энциклике "Euntes in mundum": "...полнота времени для крещения народа Руси наступила в конце первого тысячелетия н.э., т.е.тогда, когда Церковь пребывала еще неразделенной."
- еще одна рефлексия по разбору понятия "православный прихожанин". Современный человек, считающий себя православным, часто не понимает хода литургии (если вообще на нее попадает – есть категория, которая «подтягивается» в церковь исключительно затем, чтобы освятить куличи или воду), смысла Причастия (для сравнения: даже семилетний «католический» ребенок объяснит, что евхаристический хлеб после Преосуществления – это не изделие из теста, а Тело Христово), а нередко и догматику Православной церкви («верят в основные догматы православия от 18 до 42% "православных"», - утверждает О. Квирквелия, социолог). Большая часть православных прихожан "православные" только потому, что так легче: не надо думать"почему я православный" - вера предков, не надо сравнивать православное вероучение с др. - батюшка сказал, что только правослаславные спасутся. Да и в бытовых разговорах такого можно услышать о католиках, что волосы дыбом (как, вы тоже во Христа веруете?, и о том, что мы масоны, и том, что Марию богиней наряду со Христом считаем, - в общем, жариться католикам на самой большой скоороде в аду!). Но при этом абсолютизация "веры предков" приводит к замкнутости ну хотя бы на ту же КЦ, не говоря уже о протестантах. Лично я столкнулась с очень большим сопротивлением в семье (хотя родители - непрактикующие), когда заявила о своем желании быть принятой в лоно РКЦ; ни в день Первой исповеди, ни на Первом Причастии - таком большом празднике для каждого христианина, возле меня не было никого из родных...
4)
"Какую пользу сыграла КЦ в становлении независимой Российской государственноси с ее обширными границами?"
- извините, а почему она должна играть какую-то роль? В Библиии еще одно выражение есть- насчет того, кому кесарево, а кому Божие.
- но если все-таки коснемся некоторых моментов: а УКГЦ в Украине? и хоть я не очень хорошо знакома с историей Российской КЦ, напомню о неоднократных призывах Святейшего Отца Иоанна Павла II к СССР с просьбой о соблюдениии прав человека.
5)
"Игорь Ростиславович Шафаревич описывал геноцид североамериканских индейцев английскими переселенцами-кальвинистами"
Извините, а католики-то тут при чем? В данном случае - претензии к кальвинистам (они протестанты!).
6)
"Православное же миросозерцание принципиально не агрессивно, оно не разделяет людей на избранных и отверженных"
А Вы хотите сказать, что КЦ разделяет?! Знаете, как говорят у нас на истфаке: "История - наука точная. Нет источника - нет факта." Подтвердите свой тезис официальным документом КЦ.
7)
"Если западная христианская цивилизация более динамична, открыта, но и нетерпима, склонна к экспансии, то православная - более созерцательна, углубленна, терпима, но и менее активна исторически"
- давайте определимся, что понимать под словом "динамизм". На одной из библейских встреч в нашем приходе отец-настоятель сказал: "Католическая Церковь - это единственная Церковь, которая немедленно реагирует на вызов времени. Реагирует - не значит приспосабливается. Ведь посмотрите: есть какой-то острый вопрос - тут же выходит энциклика или послание, отвечающие на этот вопрос в свете Евангелия". и я с ним полностью согласна. Да, КЦ может "модернизировать свой облик" (например, либерализовать церковный "дресс-код" - вместо того, чтобы устраивать полувековые теологические дискуссий на жуть как важную тему: "Можно ли войти женщине в храм без платка"), но при этом она ни на йоту не отступает о Священного Писания и Священного Предания. Можно привести в пример деятельность того же Иоанна Павла П: много сделав для модернизации образа Католической церкви, он выступал за категорическое запрещение абортов, искусственного оплодотворения, разводов, против применения противозачаточных средств, рукоположения женщин в священнический сан.
- насчет верности традициям: посмею напомнить, что у первых христиан алтарь был открыт (как и сейчас в КЦ) и из него не делали крепости для избранных; посмею напомнить о практике Причастия в руки (который сейчас КЦ вменяют в такой грех, что я прямо вижу как на нас в преисподней готовят здоровенный казан со смолой), о практике разделения Таинств Исповеди и Причастия (ведь в ПЦ очень часто исповедь перестает быть самостоятельным таинством, превращаясь в некий "допуск" к Чаше) и т.д.
- сейчас ПЦ более уступчива, например, в семейных вопросах: при определенных обстоятельствах возмолжен развод (в принципе невозможный в КЦ), да и очень часто на православных сайтах я начинаю встречать ответы священников на вопрос о применении контрацепции в духе: "Ну вообще-то нежелательно, но это лучше аборта, так что можно". Динамизм...
Православие признает свободу исповедания и отвергает инквизицию, истребление еретиков, пытки и принудительное крещение.
- КЦ тоже признает свободу вероисповедания и крещения. Я же уже писала о том, что если взрослый человек придет к нам и скажет: "Хочу быть католиком", католиком он станет только после годовой катехизации, когда хорошо будет понимать, куда пришел и сможет сознательно принять таинства. В отличие о ПЦ, где пришел заплатил денежку (украинские тарифы: 70 грн за крещение ребенка, 85 - взрослого) и крестись хоть на следующий день.
- Я думаю, вы знаете, что в отличие от ПЦ, где причащают малышей, КЦ к Причастию допускает детей не ранее 7 лет (критерий - возможность сознательной исповеди и умение отличить обычный хлеб от Евхаристического). Но извините, разве не может 3-летний православный ребенок врать, завидовать - в общем, совершать смертные грехи? Слова Христа: "Не запрещайте приходить детям ко мне" - не повод разрешать Причастие в состоянии смертного греха, вне зависимости от возраста. Да и вообще мне кажется, что сама подготовка детей, ожидание этого дня и, наконец удивительно красивый, пронзительный праздник Первого Причастия - все это помогает осознать всю глубину этого дара Спасителя. И не только самим первопричастникам. В этом году в нашем приходе 13 детей приступили к Первому Причастию. Почти все прихожане плакали, и каждый, кто принял Причастие в тот день, толже принял его как бы первый раз...
Да и конфирмация (миропомазание) проводят в КЦ не сразу по крещению, как у вас, а не ранее 14 лет, т.е. тогда, когда ребенок понимает, кто такой Св.Дух, Его дары, знает, что было во время Пятидесятницы да и вообще понимает смысл этого Таинства.
9)
"Православие идет в глубь души, ищет искренней веры и искренней доброты. Католицизм дисциплинирует внешнего человека, ищет наружного благочестия и удовлетворяется формальной видимостью доброделания"
Интересно, а каковы доказательства сего глубокого утверждения?
Никогда католицизм не искал "наружного благочестия". Сомневающихся отсылаю к классикам Кармеля (особенно к св.Терезе Авильской), дневникам сестры-капуцинки Марии Консолаты Бертоне да и к Катехизесу КЦ для начала...
Ну, на этот раз у меня все. Извините, если чем-то задела. С Богом!