Христианский ФОРУМ

Текущее время: 29-03, 12:39

Часовой пояс: UTC + 3 часа




Начать новую тему Ответить на тему  [ 1 сообщение ] 
Автор Сообщение
СообщениеДобавлено: 06-01, 15:45 
Не в сети
Старейшина
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 21-12, 10:02
Сообщения: 1050
Откуда: Россия
Отрицание Причины, действующей «здесь и сейчас». Однако многие из приведенных в предыдущих темах рассуждений утратят силу, если, как утверждают некоторые критики, возможно существование мира благодаря лишь изначальной причине, без всякой потребности в причине, действующей в каждый данный момент. Может быть, такая Причина уже давно перестала существовать или же, по крайней мере, она теперь просто не нужна для поддержания бытия мира.
Такой Бог, Который стал причиной появления Вселенной, а потом прекратил существовать, не может быть теистическим Богом, существование Которого доказывается в космологическом доказательстве. Теистический Бог есть Необходимое Существо, а Необходимое Существо не может прекратить существование. Коль скоро Оно существует, Оно должно, по самой Своей природе, существовать с необходимостью. Необходимое Существо не в большей степени способно существовать лишь возможным образом, чем треугольник способен существовать без трех своих сторон.
Необходимое Существо должно выступать причиной бытия существ, лишь возможных, в каждый данный момент времени. Ибо существо, лишь возможное в своем бытии, должно так и оставаться лишь возможным во все время своего существования, ибо оно не может стать Необходимым Существом. Но если существо, лишь возможное, всегда остается лишь возможным, то оно всегда нуждается в Необходимом Существе, от Которого могло бы зависеть в своем существовании. Поскольку ни одно лишь возможное существо не может само поддерживать свое существование, его существование в каждый данный момент времени должно поддерживаться Необходимым Существом.
Ни одна сущность не получает все свое бытие сразу, не получает даже его момента, следующего за данным. Существование каждый раз дается только на текущий момент. В каждый момент зависимого бытия должно существовать некое независимое Существо, дающее этот момент бытия. Бог, как чистая Актуальность, актуализирует все сущее.

Произвольность моделей.
Согласно этому возражению, только из-за того, что мы рассматриваем реальность в качестве лишь возможной сущности, и в качестве бытия, состоящего из актуальности и потенциальности, мы вынуждены прийти к выводу о существовании Необходимого Существа, чистой Актуальности. И это, настаивают критики, слишком произвольный и тенденциозный способ рассматривать реальность.
Теисты указывают, что модель необходимого / лишь возможного существования не произвольна, а является логически исчерпывающей. Либо существует только Необходимое Существо, либо наряду с Необходимым Существом есть также существо (или существа), лишь возможные. Но не может быть одних только существ, лишь возможных в своем существовании. Ибо существа, лишь возможные, не объясняют свое существование, так как они есть, но их могло бы и не быть.
Точно так же, либо все сущее представляет собой одну только чистую Актуальность, либо чистую потенциальность, либо смесь актуальности с потенциальностью. Других возможностей здесь нет. Но двух чистых Актуальностей быть не может, потому что актуальность как таковая безгранична и уникальна. Не могут существовать сразу два высших или два инфинитных существа. Поэтому все остальное, что существует, должно состоять из сочетания актуальности с потенциальностью. Но поскольку никакая потенциальность не может сама себя актуализировать, такое существо, состоящее из актуальности и потенциальности, должно актуализироваться чистой Актуальностью.

Ошибки модальной логики.
Модальная логика основана на различии между тем, что возможно, и тем, что необходимо. При таком типе рассуждений возникает свой, особый перечень логических ошибок. Как говорят некоторые специалисты по модальной логике, логически возможно, что все агрегаты моего автомобиля сломаются одновременно, но из этого не следует, что они обязательно сломаются все сразу. Таким образом, хотя все существа, бытие которых лишь возможно, могут не существовать, отнюдь не обязательно, чтобы все они не существовали одновременно, поэтому они не обязательно нуждаются во всеобщей причине бытия.
Что касается модальной логики как таковой, это возражение вполне корректно и могло бы бросить тень сомнения на доказательство, основанное на лишь возможном существовании. Однако это возражение не относится к доказательству Фомы Аквинского, так как последнее показывает отнюдь не то, что все существа, которые могли бы не существовать, нуждаются в единой Причине, дающей им бытие, а то, что все существа, которые все-таки существуют (хотя могли бы не существовать), нуждаются в причине для продолжения своего существования - как каждое в отдельности, так и все вместе.

Второе возможное обвинение в логической ошибке, связанной с модальностью, сводится к незаконности вывода из того факта, что мир с необходимостью нуждается в некоем существе в качестве Первой Причины, того следствия, что в качестве этой Первой Причины мир нуждается именно в Необходимом Существе. И опять же, в таком виде это возражение вполне корректно, однако в своем космологическом доказательстве Фома Аквинский вовсе не делает таких умозаключений. Бог отнюдь не рассматривается как Необходимое Существо только по той причине, что доказательство указывает на необходимость Его существования. Необходимым Существом Он назван потому, что Он не может не существовать с онтологической точки зрения. Мы узнаем, что Он есть Необходимое Существ) с вследствие строгости наших умозаключений, а потому, что причина бытия всех существ, лишь возможных, сама не может быть лишь возможным существом, но должна быть Необходимым Существом.
Ошибка многих теистов, особенно со времен Готфрида Лейбница, состоит в том, что космологическое доказательство они помещают в контекст логической необходимости, основанной на принципе достаточного обоснования. В конечном счете это приводит к противоречиям и обесценивает данное доказательство. И напротив, другие теисты (в том числе Фома Аквинский) обращаются к принципу экзистентной причинности, чтобы доказать существование безграничной Причины, Актуализатора всего сущего. Это заключение не является рационально неизбежным, однако оно актуально неопровержимо. Коль скоро существует хоть одно лишь возможное существо, существует и Необходимое Существо; коль скоро существует хоть одно существо с потенциальностью не существовать, существует и Существо, не имеющее потенциальности не существовать.

_________________
Когда следуешь по пути Христа, то обязательно подходишь к Голгофе. Это место можно обойти и большинство из нас его благополучно минует. И только праведники, исполненные силы и смирения Христа, до конца испивают чашу и поднимаются за Распятым на Голгофу.


Вернуться к началу
 Профиль  
 
Показать сообщения за:  Поле сортировки  
Начать новую тему Ответить на тему  [ 1 сообщение ] 

Часовой пояс: UTC + 3 часа


Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 0


Вы не можете начинать темы
Вы не можете отвечать на сообщения
Вы не можете редактировать свои сообщения
Вы не можете удалять свои сообщения

Найти:
Перейти:  
cron
Powered by Forumenko © 2006–2014
Русская поддержка phpBB