А.С. Пушкин
"В. Л. Давыдову"
…
На этих днях, среди собора,
Митрополит, седой обжора,
Перед обедом невзначай
Велел жить долго всей России
И с сыном птички и Марии
Пошел христосоваться в рай...
Я стал умен, я лицемерю —
Пощусь, молюсь и твердо верю,
Что бог простит мои грехи,
Как государь мои стихи.
Говеет Инзов, и намедни
Я променял парнасски бредни
И лиру, грешный дар судьбы,
На часослов и на обедни,
Да на сушеные грибы.
Однако ж гордый мой рассудок
Мое раскаянье бранит,
А мой ненабожный желудок
«Помилуй, братец, — говорит, —
Еще когда бы кровь Христова
Была хоть, например, лафит...
Иль кло-д-вужо, тогда б ни слова,
А то — подумай, как смешно! —
С водой молдавское вино».
Но я молюсь — и воздыхаю...
Крещусь, не внемлю сатане...
А все невольно вспоминаю,
Давыдов, о твоем вине...
Вот эвхаристия другая,
Когда и ты, и милый брат,
Перед камином надевая
Демократический халат,
Спасенья чашу наполняли
Беспенной, мерзлою струей,
И за здоровье тех и той
До дна, до капли выпивали!..
Но те в Неаполе шалят,
А та едва ли там воскреснет...
Народы тишины хотят,
И долго их ярем не треснет.
Ужель надежды луч исчез?
Но нет! — мы счастьем насладимся,
Кровавой чаши причастимся —
И я скажу: Христос воскрес.
А также:
...
Ах! ведает мой добрый гений,
Что предпочел бы я скорей
Бессмертию души моей
Бессмертие своих творений
Пушкин А.С.
А вот еще:
«Что касается духовенства, оно вне общества, оно ещё носит бороду. Его нигде не видно, ни в наших гостиных, ни в литературе, ни в… Оно не принадлежит хорошему обществу. Оно не хочет быть народом. Наши государи сочли удобным оставить его там, где они его нашли. Точно у евнухов – у него одна только страсть к власти. Потому его боятся. И я знаю, некто, несмотря на всё свое упорство, согнулся перед ним в трудных обстоятельствах – что в своё время меня взбесило. Религия чужда нашим мыслям и нашим привычкам, к счастью» (А. Пушкин. Полное собрание сочинений в 10 томах. Т. 10. Письма. - С. 886)
Последнее свидетельство об отношении Пушкина к Филарету относится к 1835 году. Жертвой жалобы Филарета стал учитель царских детей, бывший преподаватель Царскосельского лицея, священник Г. П. Павский. Пушкин записал в «Дневнике»: «Филарет сделал донос на Павского будто бы он лютеранин – Павский отставлен от великого князя (…) старый лукавец [Филарет]» [А. Пушкин. Дневник 1833-1835 гг. // Поэт, Россия и цари. – М. 1999. – С. 39].
Я представляю, что преподают на ОПК о Пушкине! Но Пушкин был гениальным поэтом и писал порой противоположные вещи! Естественно, живя в православной стране, он не мог не использовать некоторые православные мотивы. Но к православию в целом он относился как одной из частей государственной и, соответственно, репрессивной машины.