Это был ответ на заявление РПЦ МП:
Заявление Патриарха Московского и всея Руси Алексия II и Священного Синода Русской Православной Церкви от 12 февраля 2002 года
Служба коммуникации ОВЦС МП",
www.mospat.ru
11 февраля этого года в Ватикане было объявлено о решении Папы Римского Иоанна Павла II повы-сить статус административных структур Римско-католической церкви на территории России до уровня епар-хий. Отныне в документах Ватикана территория нашей страны будет именоваться "церковной провинцией", возглавляемой митрополитом.
Русскую Православную Церковь поставили перед фактом уже принятого решения, в то время как по-добные вопросы, на наш взгляд, нуждаются в предварительном обсуждении. Мы рассматриваем упомянутый шаг как недружественный и подрывающий перспективы улучшения отношений между двумя Церквами.
Исторически Католическая церковь осуществляла на территории нашей страны духовное окормление традиционно принадлежащей ей паствы: поляков, литовцев, немцев и так далее. Именно поэтому не существовало деления территории России на католические епархии, и национальные католические приходы входили в состав Могилевской и Тираспольской епархий. Учреждение "церковной провинции" - "митрополии" по сути означает создание поместной Католической церкви России со своим центром в Москве, претендующей иметь своей паствой российский народ, который культурно, духовно и исторически является паствой Русской Православной Церкви.
Образование в России такой церкви фактически означает вызов, брошенный Православию, укоренен-ному на территории страны в течение многих столетий. Подобное никогда не имело места в истории нашей страны. Более того, такая форма организации католической церковной жизни нетипична даже для католиче-ских стран, где обычно не существует церковных провинций, епархии которых реально управлялись бы ми-трополитом.
Следует указать на тот факт, что, осуществляя окормление своих верующих в католических странах, Русская Православная Церковь никогда не пыталась создавать церковные учреждения, параллельные като-лическим. Наши епархии создаются для окормления русскоязычной православной диаспоры, то есть чад Русской Церкви, находящихся вдали от Родины, а не для ведения миссионерской деятельности среди мест-ного населения. Если бы Католическая церковь действовала в России с таким же тактом и с такой же благо-желательностью, как мы действуем в католических странах, то в наших отношениях не возникло бы трудно-стей.
Абсолютно неправомерными видятся нам ссылки представителей Римско-католической церкви на то, что они якобы восстанавливают католические структуры, существовавшие в России до революции 1917 го-да. Почти все из существовавших в Российской империи к началу XX века римско-католических епархий находились на территории нынешних Польши, Литвы, Украины и Белоруссии и не имели единого центра ни в столице России, ни в каком другом городе. С тех пор границы нашей страны, а также этнический и кон-фессиональный состав ее населения существенно изменились. Количество верующих католиков в совре-менной России несравнимо меньше, чем в Российской империи начала ХХ века.
Мы убеждены, что для окормления католиков, не столь многочисленных в нашей стране, не было не-обходимости повышать статус уже существующих католических церковных структур, а тем более образо-вывать особый церковный округ. Подобные действия Римско-католической церкви, не обусловленные ре-альными пастырскими нуждами, раскрывают миссионерские цели производящихся изменений. Это под-тверждается многочисленными фактами миссионерской деятельности католического духовенства среди российского населения. Именно эту деятельность мы называем прозелитической и постоянно указываем на нее как на одно из основных препятствий улучшения отношений между нашими Церквами.
Особое сожаление вызывает то, что подобное решение Ватикана было принято накануне очередного раунда официальных переговоров между нашими Церквами, намеченного на конец февраля. В результате возникла серьезная угроза хрупкому переговорному процессу, что в свою очередь делает крайне трудным разрешение существующих между нами проблем и недоумений.
На руководство Римско-католической церкви легла ответственность перед Богом и историей за резкое ухудшение наших отношений, за срыв только что наметившейся надежды на их нормализацию. Совершен-ное Ватиканом поставило под удар способность католического Запада и православного Востока взаимодей-ствовать как две великие цивилизации на благо Европы и мира. Ради сиюминутных выгод вновь принесена в жертву возможность общего христианского свидетельства разделенному человечеству.
Возникает вопрос: продолжает ли Ватикан, как это им постоянно заявляется, считать отношения с Православной Церковью отношениями диалога и сотрудничества, или он воспринимает Православие как нежелательного соперника. Если имеет место последнее, то ни о каком согласии между нами не может идти речи.
Впрочем, мы продолжаем напоминать Ватикану: сегодня, когда мятущийся мир ожидает совместного общественного действия православных и католиков, мы должны не враждовать, а трудиться вместе. У нас сохраняются добрые отношения с епархиями, приходами и монастырями Католической церкви, а также со-трудничество с гуманитарными католическими организациями и учебными заведениями. Именно подобные примеры позволяют надеяться, что, несмотря ни на какие трудности, связанные с ошибочным курсом Вати-кана по отношению к Русской Православной Церкви, связи между православными и католиками будут раз-виваться и станут важным фактором сохранения христианских ценностей в жизни Европы и мира.
Обращаясь к нашей пастве, мы призываем ее хранить верность Святому Православию. Будем спокой-но, мирно, но твердо отвечать на любые попытки духовно разделить наш народ. "Итак, станьте, препоясав чресла ваши истиною и облекшись в броню праведности, и обув ноги в готовность благовествовать мир" (Еф. 6. 14-15).