Малыш писал(а):
Разработано оно христианским богословом поздней античности (ок. 5 века), неоплатоником Псевдо-Дионисием Ареопагитом.
Начнём с того, что "разработан", как вы выражаетесь, апофатический метод не псевдо-Дионисием. Псевдо-Дионисий лишь только написал корпус Areopagitik. То есть этот человек лишь сделал некоторые записи определённой устной традиции ; а никак не "разрабатывал" оную. А вот кем "разработана", или основана эта богословская школа, и когда - ответить не представляется возможным. Здесь мы и сталкиваемся с устным Преданием Церкви. Возможно что сами Апостолы были посвящены Христом в эти Тайны.
Проблески апофатического метода заметны ещё в творениях мужей Апостольских. Затем они видны в триадологических спорах. Например, Ориген выступал против наделения Бога сущностью, исходя именно из апофатических предпосылок. То есть, неверно говорить, что апофатический метод появился с книгами псевдо-Дионисия ; псевдо-Дионисий лишь сделал некоторые записи из известного ему богословского учения, существовавшего до него, и представлявшего собой древнюю школу. И уже из его предисловия к посланию к Тимофею видно, что школа эта сохраняла своё учение, как Великое, Священное, как недосягаемое для невежественной толпы. Он пишет :
"Но смотри, как бы не стало известно это кому-нибудь из непосвященных, под коими я подразумеваю тех, которые настолько прилепились к дольнему миру, что возомнили, будто кроме естественного не существует никакого сверхъестественного бытия, наивно полагая при этом, что благодаря своим познаниям они могут уразуметь Того, Кто "соделал мрак покровом Своим" ( А мы тут в каком-то форуме, бросаем это учение на растерзание случайным компьютерошлёпающим.)
Так что первое ваше утверждение (о "разработке") неверно.
Второе. Неверно также и то, что псевдо-Дионисий был неоплатоником. Да, при беглом просмотре, может создаться иллюзия, что в его сочинениях сквозит неоплатонизм. Но это только при беглом просмотре. В действительности же это качественно иное учение. Да, апофатический метод известен был ещё Лао-Цзы ; известен он был и древней философии Индии ; знал его и Платон и платоническая традиция, пифагорейцы... ; ну и конечно Плотин. Но ! Христанский апофатизм имеет перед всеми ими то великое преимущенство, что
ему известно Откровение. И поэтому ставить Дионисия Ареопагита на один уровень с Плотином - совершенно неверно. Плотин язычник - Дионисий христианин. Хотя..., скажу к слову - философия неоплатонизма настолько глубока и высока, что вызывает удивление и преклонение ; это даже не философия, а некое глубочайшее религиозное созерцание. Дай Бог многим, так называемым, христианам возвысится до такого созерцания. Но христианский апофатизм - это нечто несравненно более высокое ; точнее, это апофатизм освобождённый от языческих "неточностей".
Так что, уважаемый Малыш, мне очень жаль, но вы тут немножко не так выразились.