Тензин Вангьял
ЧУДЕСА ЕСТЕСТВЕННОГО УМА
Суть учений Дзогчен в тибетской традиции Бон
С предисловием Его Святейшества Далай-ламы XIV Цитата:
Я очень рекомендую эту книгу всем серьезным ученикам,
изучающим эти высшие учения.
Его Святейшество Лунгтог Тенпай Ньима
(Практика пховы заключается в переносе сознания в форме тигле через отверстие на макушке).
В той же комнате я вьшолнял и темный ритрит. Поскольку практиковал я не
очень интенсивно, мне понадобилась примерно неделя для получения
результатов, состоящих в размягчении макушки и в образовании реального
отверстия.
На следующее утро, после того как Лопон взглянул на мою голову, он смог
наконец-то вставить стебелек травы куша, который, стоя вертикально в
отверстии макушки, демонстрировал, что практика была успешной. Стебель был
длиной около двенадцати дюймов и оставался в вертикальном положении в
течение трех дней. Когда же я шел
по улице в ветреную погоду, то чувствовал, как будто через травинку в
центр моего тела проходит электрический ток.
ДОКТРИНА БОН
Сутры, Тантра и Дзогчен Согласно тантрической системе, практик Тантры должен взять ядовитое
растение и смешать его с другим растением, чтобы создать противоядие: он
не отвергает страсти, а пытается трансформировать их во вспомогательные
средства для своей практики. Адепт Тантры подобен врачу, который
превращает ядовитые растения в лекарство.
Павлин, с другой стороны, поедает ядовитые растения, так как обладает
способностью использовать энергию, содержащуюся в яде, для того чтобы еще
больше увеличить свою красоту, то есть он превращает ядовитое качество
растения в энергию роста. Это и есть метод Дзогчен - освобождение страстей
по мере их возникновения без каких бы то ни было усилий.
ДЗОГЧЕН В ТРАДИЦИИ БОН
Самовозникающая мудрость есть основа.
Пять негативных эмоций есть проявленная энергия.
Рассматривать эмоции как порочные - ошибка.
Позволять им сохранять свою природу - это метод
Достижения свободного от дуальности состояния Освобождения.
Преодоление надежды и страха есть результат.
Согласно учению Дзогчен, сущностью или основой всего
является пустота и изначальная чистота; природой
основы является ясность, характеризующаяся спонтанным
совершенством; неразрывное единство исконно
чистой сущности и спонтанно совершенной природы является свободным потоком энергии, или сострадания. В индивидуальном уме
эта основа представляет собой естественное состояние, и она же
является источником самсары для ума, подверженного заблуждению,
и источником нирваны для ума, в котором было пробуждено знание.
Сущность основы именуется матерью, пробужденное сознание именуется сыном и неразрывное единство матери и сына
представляет собой поток энергии.
Плод - это реализация трех исконных кай (т.е. трех тел Будды - Дхармакайи,
Самбхогакайи, Нирманакайи - прим. ред.) уже в этой жизни, и его
кульминация - это достижение радужного тела, или тела света, в конце
жизни, следствием чего является то, что во время смерти материальное тело
не оставляет после себя никаких останков, а растворяется в своей природе,
которой является свет.
Три течения Дзогчен в традиции бонА-кхрид буквально означает "Руководство А". Буква А здесь символизирует
необусловленное изначальное состояние, естественное состояние ума. Являясь
символом чистоты ума, буква А имеет белый цвет. С целью развития
интуитивной мудрости и для того чтобы на собственном опыте пережить
естественное состояние ума, практикующий занимается практикой шиней,
начиная с концентрации на тибетской букве А.
ТапихритсаПоследователи бонской традиции выполняют практику гуру-йоги, слияния
своего ума с естественным умом гуру,
он вел аскетический образ жизни на скалистой горе Тагтаб Сенгей Драг,
и за все это время его молчание ни разу не было нарушено человеческой
речью, и он достиг как обычных, так и высших способностей. В конце жизни
он обрел радужное тело, и войдя в абсолютно чистое состояние, не оставил
после себя никаких физических останков.
Ньелег ответил: "Великая идея - мой учитель. Я практикую состояние,
свободное от всех концепций. Я медитирую на все, что вижу в трех
измерениях (существования). В сумке я несу свои мысли. Поведение мое
основано на стремлении служить живым существам. И я иду в никуда "Если вы не понимаете, что великая идея
может быть учителем, то скажите - кто обучал Будду?" Он имел в виду то,
что для понимания истинного состояния нет необходимости в мастере; учитель
объясняет практикующему и подтверждает его собственные переживания
врожденной мудрости, то, что практикующий и так уже знает, ничему
новому он его научить не может. "Моя практика состоит в пребывании в
бесконцептуальном состоянии, ибо это та основа, в которой нет мыслей:
концептуальные идеи не являются медитационной практикой. Моя медитация -
это видение трех миров: в истинной природе нет пристрастий. Если бы они
были, это не было бы медитацией. Если я несу свои мысли в сумке, это
значит, что с желаниями покончено, поэтому нет и мыслей. Если вы свободны
от концепций, вы понимаете значение этого. Если моя практика состоит
в том, чтобы служить всем существам, это значит, что все переживания
блаженства и страдания имеют один вкус, и неразделение на хорошее и плохое
- вот моя практика".
. Нет никакой практики,
которую следовало бы выполнять, нет никаких затмевающих факторов, и как
только вы достигли истинного понимания, нет больше ничего, что следовало
бы изменить или к чему следовало бы прикладывать усилия".
Существует три пути объяснения чего-либо людям: вы можете указывать им
на их ошибки, что является далеко не лучшим методом; вы можете сохранять
молчание, ибо если люди задают много вопросов, а вы им не отвечаете, таким
образом они могут многое понять; либо вы можете действовать так же, как
они.
Э ма хо!
Как чудесно!
Ты являешься проявлением изначальной основы.
Твое тело предстает в виде белого сияющего кристалла,
прозрачного и без единого пятнышка,
и оно излучает свет во всех десяти направлениях.
Ты обнажен, на тебе нет украшений:
И в этом глубинный смысл изначального состояния.
Да будут все препятствия -
внешние, глубинные и тайные - устранены,
и растворится эго пусть,
являющее суть иллюзии неведения.
Пусть достижение чистого осознания присутствия
Приведет нас к осуществлению.
Молю тебя, даруй мне
понимание великого смысла, который вне пределов интеллекта,
понимание изначальной (лишенной опоры) пустоты.