Как относился к факту разделения людей на потомков Сима, Иафета и Хама писатель Лев Николаевич Толстой? Он был не согласен с полу-рабским положением крестьян в эпоху крепостного права и угнетенным состоянием рабочих в послекрепостническую эпоху - «Теория о том, что воля Божия состоит в том, чтобы одни люди владели другими, очень долго успокаивала людей. Но эта теория, давая оправдания жестокости людей, довела эту жестокость до высшей степени и этим вызвала отпор и сомнение в ее истинности. В конце XVIII столетия в Европе не было осознано рабство крепостного права. Люди того времени считали, что положение людей, обязанных обрабатывать для господ землю и повиноваться им, было естественное неизбежное экономическое условие жизни… И как к концу XVIII столетия люди Европы понемногу стали понимать, что, прежде казавшееся естественной и неизбежной формой экономической жизни, положение крестьян, находящихся в полной власти господ, - нехорошо, несправедливо и безнравственно и требует изменения, так и теперь люди нашего времени начинают понимать, что казавшееся прежде вполне законным положение наемных и вообще рабочих, - не таково, каким оно должно быть, и требует изменений»(Л.Н. Толстой, 1890 год).
5 октября 1881 года Л.Н.Толстой в своем дневнике написал фразу в адрес крепостников и фабрикантов, т.е. бичей Божиих: «Они (народ) растения, а вы вредные, отравляющие наросты на нем». И еще одна фраза из дневника: «Вонь, роскошь, нищета. Разврат. Собрались злодеи, ограбившие народ, набрали солдат, судей, чтобы ими оберегать свои оргии, и пируют». Лев Николаевич Толстой подчеркивал, что властвующие не более добрее, но более злее, чем те, над которыми они властвуют.
«Властвующее меньшинство, как бы оно ни называлось, - неограниченной монархией, конституцией или республикой демократической, - находясь во власти и руководясь свойственным людям эгоизмом, естественно употребляют эту власть для удержания за собой посредством насилия выгод, которые приобретаются в ущерб рабочего народа . Положение рабочего народа везде по существу несправедливо и дурно и не улучшается, а ухудшается. Выгоды, которыми пользуются властвующие, всегда в ущерб народу»(Л.Н.Толстой, 30 января 1909г).
В 1860 году Николай Андреевич Добролюбов написал литературные рецензии на книгу "Униженные и оскорбленные" Ф.М.Достоевского, на пьесы "Гроза" и "Семейная картина" А.Н.Островского, и в этих рецензиях Добролюбов выразил мысль о различных желаниях в вопросе об иерархических отношениях между сословиями: для высших сословий желательно укрепление иерархии, для низших сословий желательно разрушение иерархических отношений внутри общества. Добролюбов не согласился с желаниями высших сословий и пропагандировал иерархоразрушающую точку зрения. Ниже приведен пересказ добролюбовских рецензий, раскрывающий сущность иерархоукрепляющего и иерархоразрушающего мировоззрения. Установившаяся иерархия не имеет надобности быть усиленно поддерживаемой - так ясна для всех польза и необходимость подчинения, до такой степени заслужило оно внутреннее одобрение каждого, даже наименее ублаготворенного. Нельзя всем быть богатыми, всем талантливым, также нельзя всем начальствовать, наряду с начальствующими должны быть подчиненные; истинный идеал государства состоит в том, чтобы каждый подчиненный был доволен на своем месте, всякий сознавал законность и глубокую справедливость своего положения и с такой же охотою повиновался, с какой охотой другие повелевают, так же был спокоен и счастлив при своих десяти целковых жалования, как другие при двадцати тысяч дохода. Вот тогда может осуществиться идеал золотого века. Если даже кто из подчиненных неприятности от начальствующих людей терпит, то он должен видеть в этом дело законное и полезное, и будет примиряться с неприятностями, как с переменами времен года. Никто бы не домогался того, чего у него нет, никто бы не рвался с места, на котором поставлен, никто бы не рассуждал о том, что выше его звания. От бедняка мысль сделаться богатым была бы так же далека, как желание пролезть сквозь ушко иголки. Секретарь не посмел бы критиковать распоряжения своего начальника, как не критикует он наступление ночи после дня. Одни ездили бы в колясках, жили бы в великолепных палатах, занимались бы распеканием других; другие ходили бы пешком по грязи в дырявых сапогах, жили бы в сырых подвалах и оказались бы распекаемыми, - но те и другие были бы довольны своей участью, и были бы спокойны. Первые и вторые мирно существовали бы друг возле друга, - так же безмятежно, как существуют дуб и крапива, хотя и отнесенные Линнеем к одному разряду по его зоологической системе, но нимало не помышляющие о соблазнительном равенстве друг с другом. Низшие сословия будут братски сочувствовать высшим сословиям и сами наслаждаться отблеском того блаженства, которого удостоены избранные высшие… Иерархия основывается на том, что низшие сословия находятся в летаргическом оцепенении, с покорностью и кротостью переносят все обиды и все тяготы своей жизни, безответно и робко подставляют себя чужому произволу… При анархии всяк молодец на свой образец, никто никому не указ, всякий на приказание другого отвечает, что я тебя знать не хочу, и, таким образом, все озорничают и ни в чем согласиться не могут. Положение общества, подверженного такой анархии, действительно ужасно. Но вообразите, что это самое анархическое общество разделилось на две половины: одна оставила за собой право озорничать и не признавать никакие законы, а другая половина принуждена признавать законом всякое желание первой и безропотно сносить все ее капризы, все безобразия. Не правда ли, что это еще ужаснее? Половина людей принуждена страдать от озорников и постоянно питать их своим трудом, своей угодливостью и смирением. Конечно, что при таких условиях озорство и беззаконие примут более страшные размеры, чем при анархии. Бездельники бьются, чтобы не ускользнули от них те люди, трудами которых они задаром кормятся и щеголяют; праздные шатуны воюют против людей честных, которые могут открыть глаза угнетенным труженикам и научить их громко и настойчиво предъявить свои права. Напрасно было бы надеяться на исправление посредством каких-нибудь вразумлений; привычка дурить в помещике Дикове так сильна, что он подчиняется привычке даже вопреки здравому смыслу. Ясно, что никакие нравоучения его не остановят, - до тех пор, пока с ними не соединится осязательная для него, грубая внешняя сила. Чем больше сумасбродствовал какой-нибудь дармоед, чем наглее он попирал нижестоящих, тем больше слагались легенды теми, которые своим трудом кормили дармоеда. Благоговейные рассказы старых лакеев о том, как их вельможные бары травили мелких помещиков, надругались над чужими женами и невинными девушками, - все подобные рассказы доказывают, что еще не далеко от нас это патриархальное время. Но оно быстро от нас удаляется; отовсюду возникают требования, враждебные произволу дармоедов и грозящих им борьбою.
Можно с уверенностью предположить, что Л.Н.Толстой, Н.А.Добролюбов, Р.Оуэн, С.Алексиевич считали бы, что разделение людей на бичей и подвергаемых бичевым ударам, - бессмысленно и должно исчезнуть (деятельность бичей Божиих должна быть остановлена). По христианскому учению, без разделения людей никак не обойтись, и оно должно существовать до второго пришествия Иисуса Христа. Смысл разделения раскрывается в книгах христианских писателей. «Бог хочет научить нас презирать настоящее, не прилепляться и не привязываться к нему. Для того Он и назначил здесь скорби»(св.Иоанн Златоуст). «Без скорбей сердце не может умереть для земли и ожить для вечности»(св.Игнатий, епископ Кавказский и Черноморский). «Пред кончиною своею будешь благодарить Господа не за радости и счастье, а за горе и страдания, и чем больше их было в твоей жизни, тем легче будешь умирать, тем легче будет возноситься душа твоя к Богу»(Преподобный Анатолий, Оптинский старец). Бог оживляет человека тем, что попущениями убивает в человеке те его качества, которые влекут к духовной гибели.
Часть 5. Свобода выбора
Первозданный человек не осуществил своего призвания. Если бы Адам принял заповедь о древе познания с непоколебимой верой в слово Божие, он ответил бы движением своей свободной воли к воле Божией. Но Адам осознанно отказывает в доверии Богу и соблазнился любопытством к обещанному лукавым духом. Зло становится реальностью именно через волю, только через свободное самоопределение. Через волю, подобным же образом, происходит воздействие Божественной благодати на человеческую личность, и воздействие не сопровождается подавлением индивидуальных способностей, но осуществляется только при осознанном подчинении Божественной воле.
«Тех, которые не хотят противоборствовать диаволу и бороться с ним, Бог не принуждает, чтобы не разрушить свободной воли разумного естества нашего, которое Он создал по образу Своему, и не низвести нас в чин бессловесных животных»(преподобный Симеон Новый Богослов, в начале одиннадцатого века игумен монастыря св. Маманта вблизи Константинополя).
«Мы побеждаем или бываем побеждены не вследствие силы противников-демонов или слабости помощников-Ангелов, а по нашей воле. Когда те и другие склоняют нас на свою сторону: святые Ангелы к добру, а преступные демоны к злу, наша воля, наделенная свободой, избирает то, чего хочет, потому что Бог, почтивший нас свободой, не принуждает; также и диавол не имеет над нами принудительной власти»(св. Иоанн Златоуст).
«Если человек не может выбрать зло, он не свободен. Если он свободен не призрачно, а по-настоящему, он может выбрать зло. Так вот, христианство всегда утверждало и утверждает, что Бог сотворил человека абсолютно свободным. И именно эта свобода есть главный источник столь часто торжествующего в мире зла. Бог, создав свободное существо — человека, раз навсегда ограничил Свое всемогущество. Если бы человек не был свободным, он не мог бы свободно выбрать то добро, ту красоту, то совершенство, к которым его призывает Бог, не мог бы быть другом Божиим. Но, будучи свободным, он может так же свободно выбирать зло и быть целиком за этот выбор ответственным»(Протопресвитер Александр Шмеман, в конце двадцатого века декан Свято-Владимирской православной духовной семинарии в Нью-Йорке).
Часть 6. Опасность фарисейского уклона в христианстве, и его антипод
Существует два вида противодействия злу, и первый способ заключается в предотвращении достижения той цели, к которой стремиться злоумышленник. Когда кто-то поджигает дом, то целью поджигателя является уничтожение дома. Если жильцы этого дома, и их соседи будут тушить водой горящий дом, или на пожар примчатся пожарные и направят на огонь шланги со струями воды, то эти действия приведут к неосуществлению желания поджигателя – дом будет сохранен, и после ремонта жильцы вернутся в него. Когда кто-то кладет отраву в еду и питье, и от этого человек заболевает, то врач дает заболевшему противоядие и иные лекарства. Человек выздоравливает, и через это не достигается цель отравителя – смерть. Бог ненавидит злобу, зависть, корыстолюбие; когда эти качества толкают к поджиганию дома или подсыпанию отравы, то тушащие огонь и дающие противоядие проявляют ненависть к злобе, зависти, корыстолюбию и тем самым угодны Богу. С другой стороны, тушащие пожар и дающие лекарства могут знать, кто совершил злодеяние, и могут создать для злодея такие условия, от которых тот будет вынужден прекратить творить зло (это будет второй вид противодействия злу). Но этот второй способ противодействия злу является духовно-гибельным. Чего Бог хочет? Хочет, чтобы мы желали воли Его благой, то есть всего того, что делается по Его заповеди: любить и сострадать, быть утешителем, творить милостыню, давать хлеб и кров, и тому подобное. Когда для злодея создаются неблагоприятные для него условия, то это есть нарушение благой воли Бога.
4 апреля 2006 года Кирилл, митрополит Смоленский и Калининградский (через три года ставший Патриархом Московским и всея Руси) в выступлении произнес слова: «Человек обладает полной автономией в принятии или не принятии тех или иных (нравственных) правил. Именно Бог наделил человека такой способностью самоопределения. Эта та свобода, перед которой останавливается Сам Бог».
В вопросе об английских фабрикантах важно то, чтобы они САМОСТОЯТЕЛЬНО осознали греховность установленной ими чрезмерной продолжительности детского труда, и САМОСТОЯТЕЛЬНО сократили рабочее время для восьмилетних. Бог творил человека в полном смысле слова по своему образу и подобию, наделяя его свободой и способностью к любви. И в Роберте Оуэне, и в фабрикантах проявлен образ Божий, и подобно тому, как Бог дал всем людям свободу выбора между добром и злом, так и Оуэн должен был дать фабрикантам свободу выбора между приемлемой и неприемлемой продолжительности детского труда (дать фабрикантам шанс и время для пробуждения их совести, дать возможность проявить себя с лучшей стороны).
Поскольку Бог остановился перед свободой самоопределения английских фабрикантов в принятии ими тех или иных нравственных правил, то тем более Роберт Оуэн должен был остановиться. Но он не остановился…
Св.Иоанн Златоуст сказал о том, что Бог не хочет насильно и против воли сделать душу добродетельной; надобно убедить душу, чтобы она по своей воле сделалась доброй. Роберт Оуэн выбрал неправильный способ убедить души английских фабрикантов.
Если не будет возможности совершить зло, то будет невозможно осознанно, усилием воли совершить духовный подвиг – не воспользоваться возможностью совершить зло. Чтобы произошло последнее, должна существовать возможность совершить зло. Простор для добра немыслим без простора для зла. Человеческая жизнь складывается из двух моментов: 1) волевым усилием не позволить самому себе совершить зло, 2) не позволить себе воспрепятствовать другим людям усилием их воли совершить духовный подвиг. Когда людей (с целью ликвидации возможности совершить зло) огорчают штрафами и огорчение занимает то место, где должно оказаться волевое усилие, то волевое усилие не находит свою нишу и не остается. Отсутствие волевого усилия – это противоположное тому, чего желает Бог.
Быть милосердным к грешникам – это значит дать им возможность искренне возжелать исполнять заповеди Господни. Наказание и боязнь наказания уничтожают искренность. Наказание становится преградой для осмысленного исполнения заповедей.
Свобода выбора нуждается в охране. Отрицание свободы, самоопределения человека к добру или ко злу означает отход от святоотеческого предания и уклонение (умышленное или по невежеству) в сторону кальвинистской ереси. Подобное отрицание означало бы и отрицание праведности, поскольку человеку, лишенному способности избирать добро, содеянное им зло не может быть вменено в вину. Праведность или развращенность - это выбор пути, на который ступает человек по своей воле, и поэтому он подлежит суду Божию как ответственное за выбор существо. И поврежденность первородным грехом природы человека не является "извиняющим обстоятельством": там, где дана свобода выбора между добром и злом, всегда существует ответственность.
В чем состоит фарисейский уклон в христианстве? Пояснением послужит вольный пересказ отрывка из книги «О назначении человека: опыт парадоксальной этики» Николая Александровича Бердяева. Иудейско-фарисейское воспитание подрастающего поколения таково, что извне внедряется в душу почтение к религиозным и нравственным правилам. То, что внедряется извне, почитается как наиболее важное, а то, что находится внутри, считается ничтожно-значимым. Внутри воспитуемого, вместе с плотской природой, находится НЕЧТО, что можно назвать религиозным чувством. То, что внедряется извне, сковывает то, что находится внутри. Страх перед религиозными и нравственными правилами становится приоритетным, а страх Божий отходит на второй план. Общеизвестно, что нужно повиноваться Богу больше, чем людям; однако внедренное извне делает это невозможным (другими словами, несвободный выбор между добром и злом приводит к равновеликому подчинению Богу и людям). Это выпукло проявилось у фарисеев – они повиновались Богу не больше, чем людям, и тщательное следование законам не просветлило фарисеев. Подлинное христианство отличается терпеливым и терпимым отношением к злым людям («Мы имеем непобедимого Союзника - благодать Духа - и научаемся бороться не с людьми, но с демонами» - Иоанн Златоуст). Полухристианство-полуфарисейство отличается нетерпимостью к злым людям (из нетерпимости вытекают попытки уничтожить богоподобную свободу выбора, и поставить под контроль закона). Полухристиане-полуфарисеи отрицают идолопоклонство, но практикуют обществопоклонство. В таких условиях добрые дела должны делаться, но с осторожностью; при отсутствии осторожности у того человека, которому делают доброе дело, может появиться фарисейский образ мыслей. Законы и правила, внедряемые извне усилиями, способны ограничивать грех, но не способны победить грех. Последнее обусловлено тем, что со скованной плотской природой не может произойти обновление (поскольку произошло одновременное сковывание и плотской природы, и религиозного чувства). Если отринуть законы, способные ограничить грех, то тогда явится способность победить грех (грех побеждается, когда жизнь предоставляется действию благодати; благодать и законы не совместимы). Но чтобы отринуть ограничение греха, нужно преодолеть два препятствия, - во-первых, постараться понять, что страдания, порождаемые злом, несущественны по сравнению с созидательной силой, исходящей от милосердия и других богоугодных дел (это действительно является препятствием, если обратить внимание на художественную литературу и журналистские публикации, подчеркивающие человеческие страдания). И во-вторых, нужно набраться смелости (ведь речь идет об отмене ограничения греха!). А если смелости маловато…
Часть 7. Слепотствующие в вопросе о промысле Божьем
"Страждущие! Знайте, что вы страдаете по воле Божией; будьте убеждены, что без воли Божией, без попущения Божия, не прикоснулась бы к вам никакая скорбь. Воззрел милостиво на вас Господь, возблаговолил о вас, признал ваше сердце и жительство благоугодным Себе и потому простер к вам руку помощи в судьбах Своих. Он послал или попустил вам скорби в очищение ваше, в охранение, в средство к достижению совершенства. Время скорби есть то блаженное время, в которое Бог зиждет душу возлюбленного избранника Своего»(св.Игнатий, епископ Кавказский и Черноморский в середине девятнадцатого века).
"Бог управляет миром, и все, совершающееся на небе и в поднебесной, совершается по суду премудрого и всемогущего Бога, непостижимого в премудрости и всемогуществе Своем, непостижимого в управлении Своем. Слепотствующие грешники не видят этого. Они сочинили чуждый разуму «случай»; отсутствие правильности во взгляде своем, тупости своего взгляда, взгляда омраченного, взгляда извращенного они не сознают; они приписывают управлению Божию отсутствие правильности»(св.Игнатий).
Человек позволяет утвердиться в своей душе богоугодным или злым замыслам, и когда замысел богоугоден, то Бог помогает воплотить в жизнь замысел. Злому замыслу способствует исполниться Богом попускаемый дьявол. Богоугодный замысел приводит к совершению обличения, увещевания, проповедования правды, и совершению действий, согласующихся со сказанным апостолом Павлом: "Плод же Духа: любовь, радость, мир, долготерпение, благость, милосердие, вера, кротость, воздержание" (Послание к Галатам, 5:22). Реализуемые богоугодные замыслы одного человека не могут (и это является критерием богоугодности) повлечь обиду, страдания, тягостные переживания другого человека.
Каков злой замысел? «Божие правосудие употребляет нечестивых…для наказания негодяев за их преступление»(св. Иоанн, митрополит Тобольский и всея Сибири). Именно нечестивых! Наказывающий негодяев человек является нечестивым. В Ветхом завете указывается, что попускаемые Богом испытания отвращают людей от зла. Исходя из этого, некоторые люди пытаются влиться в пагубный для них поток попущений, наказать негодяев, и этими наказаниями оказать ПОПУСТИТЕЛЬСКУЮ ПОМОЩЬ потенциальным жертвам негодяев. Необходимо обратить внимание на то, что не всякий замысел, имеющий добрые последствия, является добрым. Злые попущенные дела зачастую завершаются добрыми последствиями. Добрые последствия имеют как богоугодные замыслы, так и злые замыслы. Если придавать большое значение добрым последствиям, то легко запутаться в замыслах (если имеется ошибочное убеждение, что всякий замысел, имеющий добрые последствия, является добрым), и на этом основании допустить злым замыслам утвердиться в своей душе. Последствие этого – пребывание в аду после Страшного суда. Принять попустительскую помощь за богоугодную помощь – значит балансировать на краю геенны.
Почему две тысячи лет назад многие отошли от иудаизма и стали христианами? Потому что появилось осознание того, что иудейское вероучение поставило знак равенства между добрыми последствиями и добрыми замыслами.
Большинство людей уверено, что злые попущенные дела зачастую завершаются добрыми последствиями, по Божьему указанию. Но меньшинство не признает завершение злого дела добрыми последствиями, и утверждает, что зло приведет к злым последствиям. Меньшинство (которое святитель Игнатий назвал слепотствующими) отказывается с долготерпением ожидать момента преобразования зла в доброе последствие, и пытается своими силами остановить несправедливость, «отсутствие правильности». Меньшинство забыло слова апостола Луки: "Бог ли не защитит избранных Своих, вопиющих к Нему день и ночь, хотя и медлит защищать их?", и медленности противопоставляют свое быстродействие. Меньшинство пытается остановить несправедливость до того, как Господь остановит несправедливость. Меньшинство пытается раньше Господа отделить козлов от овнов. Также следует указать, что меньшинство отказывается предоставить грешникам свободу выбора между добром и злом, и не дает грешникам совершить свободный выбор. Сокращая логические цепочки, придем к выводу: уверенность в превращение зла в добро силой Бога эквивалентна предоставлению грешнику свободы выбора, а отсутствие убежденности в преобразование зла в добро эквивалентно попытке уничтожить свободу выбора и применению человеческого наказания к грешнику.
И обратное умозаключение: применение наказания эквивалентно неверию тому, что в необходимый момент времени зло будет превращено в добрые последствия.
Движущая сила усмирения - сам себя усмиряющий человек, просящий помощи у Господа для достижения благодати умеренности. Эта благодать не сможет появиться от того, что один человек будет с помощью наказаний усмирять другого человека.
"Ибо какой мерой вы меряете, такой и вам отмерено будет" (Евангелие от Марка, IV:24). Когда человек при своей земной жизни применяет наказания, то на Страшном суде ему отмеряются наказания. Если же человек не применяет наказания, то на Страшном суде ему не будет отмерено наказание.
У одного грешника увеличивается самомнение, и он уничижительно смотрит на другого грешника. От прелести гордыни образуется иллюзия того, что он вправе действовать как Богом посылаемый бич. Человек сам себя назначает на должность бича Божьего. Собственное превознесение и умаление другого приводит к наказанию подвергнутого уничижению. Существует тесная связь между гордыней и применением наказания.
.
Часть 8. Враждебность
В начале шестой части было сказано, что заливающие водой огонь и дающие противоядие проявляют ненависть к злобе, зависти, корыстолюбию и тем самым угодны Богу. К этой мысли нужно делать поправку, по причине случившегося с Тальякоцци.
В 1597 году сицилийский врач Гаспар Тальякоцци издал книгу «Хирургия дефектов всаживанием», в котором рассказал о своем 20-летнем опыте по пластическим операциям. Такие операции производились с теми, кто рождался с «заячьей губой», получали резаную травму носа или уха во время военных действий или на дуэли, у кого происходила существенная деформация носа или уха вследствие опухоли или иного заболевания. В книге описывалась процедура отделения от шеи участка кожи с небольшим количеством мышечной массы, который одним краем продолжал быть присоединенным к шее, а другим краем пришивался к остатку восстанавливаемого уха. Через две недели завершалось сращивание шейного участка кожи и остатка уха; участок кожи полностью отделялся от шеи, и из него формировалась отсутствующая часть уха. Нос восстанавливался, как описано в книге Тальякоцци, в 6 приемов. После тщательного измерения, на передней поверхности плеча или предплечья двумя параллельными линиями надрезали лоскут кожи и отслаивали его от подлежащей ткани. Лоскут сворачивали в трубку, и для сохранения трубчатой формы под лоскут подводили кусок полотна, который меняли ежедневно в течение 14 дней. Через 2 недели лоскут-трубку с одного края отрезали, и он лежал 14 дней, прикрепленный другим краем к предплечью, проходя стадию «детства», «юности» и «старости». Когда лоскут начинал сморщиваться, его пересаживали на освеженный дефект носа. При этом в течение 20 дней руку удерживали возле носа в определенном положении с помощью деревянных фиксаторов и бинтов. Затем лоскут-трубку по шаблону отрезали от предплечья, а через 14 дней формировали крылья и перегородку носа. Для уяснения хирургической технологии книга Тальякоцци иллюстрировалась 22 рисунками, в том числе с изображениями необходимых хирургических инструментов (закругленных игл, скальпелей, щипцов).
В 1599 году Гаспар Тальякоцци умер. Через несколько месяцев после этого последовала анафема, тело Тальякоцци было выкопано из семейной могилы и захоронено за пределами кладбища, на неосвященной земле, рядом с могилами самоубийц. Это объясняется тем, что деятельность Тальякоцци была истолкована как попытка вмешательства в Божий замысел. Многие имели убеждение, что жизнь протекает по принципу «все к лучшему» (и среди прочего к лучшему относятся отсутствующий нос и «заячья губа»), и исправление «заячьей губы», пришивание носа, уха расценивалось как противостояние лучшему (а некоторыми расценивалось даже как противостояние Богу, как враждебность к Богу). Обращавшиеся к Тальякоцци в своем несчастии уповали на хирурга, а упование на человека весьма и весьма предосудительно.
Александру Солженицыну был известен христианский принцип: «Если желаешь отсутствия вражды в мире, то надо подавлять в себе чувство враждебности». Однако у Солженицына не хватило силы духа придерживаться этого принципа, - на каждой странице его книги «Архипелаг ГУЛаг» вырисовывается враждебность писателя.
Иисус Христос проповедовал для того, чтобы внимающие ему обрели утешение и беспечалие. Святые отцы также имели своей целью распространение утешения и беспечалия. Солженицын написал свою книгу специально для того, чтобы люди потеряли покой, опечалились. Солженицын с помощью книги попытался вселить в души читателей чувство враждебности.
Можно поставить под сомнение приверженность Александра Солженицына к христианству.
Необходимо еще раз процитировать слова преподобного Леонида, чтобы противопоставить его и Солженицына. «Нам... прискорбно видеть и слышать о невинно страждущих, но Бог знает больше нас, что кому нужно и сколько надобно огня искушений скудельному сосуду. Будьте спокойными»(Преподобный Леонид, настоятель Белобережской пустыни в начале девятнадцатого века).
Часть 9. Зерцало для господ
По причине социальной напряженности, сформировалось направление в литературе, называемое «княжеские зерцала». Авторы назидательных трактатов, обращенных к властвующим, считали своей целью богобоязненное обучение на основе принципов хорошего и справедливого управления, основанному на Евангелии. Власть имущие призывались к уважительному, заботливому, милосердному, ответственному отношению к своим подчиненным. Синезий, избранный в 410 году епископом греческого города Птолеманды, написал обращение «О царской власти» и передал его императору Аркадию. Юнистиан в 527 году взошел на трон Византийской империи, и спустя несколько месяцев диакон Константинопольского храма Святой Софии Агапит послал молодому императору написанный им свиток о богоугодном управлении подданными и императорской власти. В начале девятого века свиток Агапита был переработан Константинопольским патриархом Фотием, и преподнесен императору Василию Первому под названием «Учительные главы». Эти послания были переведены сначала на болгарский, затем на русский языки, и стали известны на Руси. Отрывки из посланий вошли в книгу «Изборник Святослава» 1076 года, составленную дьяком Иоанном, а в четырнадцатом веке – в книгу житий святых (Минею). Для Карла Испанского в 1515 году Эразмом Роттердамским было написано наставление «Воспитание христианского князя». Похожее название имел опубликованный в 1532 году трактат, в котором описываются методы правления и умения, необходимые для идеального правителя. Автором был флорентийский мыслитель Николо Макиавелли, умерший за пять лет до выхода в свет сочинения. В 1705 году митрополит Тобольский и всея Сибири Иоанн написал «Нравоучительное зерцало для царей, князей и правителей» (конкретным адресатом сочинения являлся генеральный судья В.Л.Кочубей).
Отец Филипп стал митрополитом Московским в годы всплеска опричнины, когда грабежи и убийства мирных граждан были не редкостью. Митрополит Филипп несколько раз в уединенных беседах с царем старался вразумить его, но, видя, что убеждения не помогают, решился действовать открыто. В марте 1568 года, в воскресенье третьей Крестопоклонной недели Великого поста, перед началом литургии, митрополит стоял на возвышении посреди Успенского собора. Тут в церковь входит царь Иоанн с толпой опричников. Иоанн подошел к святителю и три раза наклонял свою голову для благословения. Митрополит Филипп стоял неподвижно, устремив свой взор на икону Спасителя. Наконец бояре сказали: “Владыка святый! Царь требует твоего благословения”. Святитель обернулся к Иоанну, как бы не узнавая его, и сказал: “Я не узнаю царя православного, не узнаю его в делах царства. Кому поревновал ты, исказив таким образом твое благолепие? С тех пор, как светит солнце на небе, не слыхано, чтобы благочестивые цари возмущали собственную державу! У татар и язычников есть закон и правда, а у нас их нет. Государь, мы приносим Богу бескровную жертву, а за алтарем льется невинная кровь христиан. Не скорблю о тех, которые, проливая свою невинную кровь, сподобляются доли святых мучеников; о твоей бедной душе страдаю, - Господь взыщет все”.
Роберт Оуэн не обладал нравственным или религиозным авторитетом, и он не написал для английских фабрикантов (именно для фабрикантов) литературное сочинение, аналогичное «княжеским зерцалам». Малоавторитетность привела к тому, что Оуэн не стал устно и письменно обличать порок, не стал действовать так, как советовал апостол Павел: «Согрешающих обличай перед всеми, чтобы и прочие страх имели» (Первое послание апостола Павла Тимофею, 5;20).
Те, кто создавал «княжеские зерцала» и обличали пороки, словесно засвидетельствовали перед Богом свои чистые помыслы и свою сострадательность к несчастным. Они преуспели в написании и произнесении богоугодных слов.
Ошибка Роберта Оуэна состояла, что он недооценивал значение слов.
Часть 10. Прав ли Чарльз Дарвин?
В 1988 году французский естествоиспытатель Дидье Дезор начал проводить опыты над крысами. Экспериментаторы сделали аквариум, в котором выше уровня воды находилась сухая площадка; от площадки на дно аквариума вели ступеньки. Экспериментаторы бросали в воду кусочки еды подальше от сухой площадки, и еда опускалась на дно, и, таким образом, находилась под глубоким слоем воды. На сухую площадку помещалось несколько крыс, и каждая из них, проголодавшись, ныряла на дно аквариума, хватала и вытаскивала на площадку еду, и там насыщалась. Вскоре большинство крыс перестало нырять в воду, - они нашли другой способ удовлетворения голода. Они стали кусать и сталкивать в воду других крыс, заставляя приносить себе еду. Кpысы pазделились на две гpуппы, которых Дидье Дезор назвал “пpиносящими кpысами” и “непpиносящими кpысами”. «Приносящие крысы» оставались полуголодными, так как на краю площадки их уже поджидали остальные обитатели аквариума, чтобы отобрать все, что поднято из водной глубины - съесть можно было только то, что прилипло к зубам. У всех “приносящих” проявлялись признаки физиологического истощения, и сокращался срок жизни. Можно ли сомневаться, что взаимоотношения между крысами подобны взаимоотношениям между потомками Сима, Иафета и Хама?
Видеозапись эксперимента была показана по телевидению на канале НТВ и выложена в интернете. Читатели, желающие посмотреть на крысиного Хама и крысиного Сима, могут найти видеозапись в интернете.
К поведению крыс приложима фраза Анатолия Васильевича Луначарского, сказанная в отношении людей: «Стремление к собственному удовольствию связано часто со страданием других или с каким-нибудь ущербом для них».
Раса в 1987 году наблюдал в естественных условиях за карликовыми мангустами, и он приметил интересную особенность их поведения. Некоторые мангусты значительную часть дневного времени (около 80%) стояли на задних лапках и оглядывали местность для раннего обнаружения врагов, когда остальные мангусты под прикрытием этих охранников рылись в земле в поисках съедобных корешков и насыщали свою утробу. Чтобы охранники не отвлекались от охранной функции и не тратили время на поиск съедобных корешков, питающиеся мангусты угрожающе шипели и кусали охранников, когда те припадали к земле в поисках корешков для утоления голода. В результате укусов охранники вынуждены были сохранять вертикальную стойку.
Наблюдатель был свидетелем случаев, когда количество охранников уменьшалось в результате нападания хищников на охранников и их поедания; спустя короткое время внутри колонии карликовых мангуст происходили драки, и проигравшие в этих драках становилиь новыми охранниками.
(Здесь вспоминается писатель Беляев и его повесть «Ихтиандр», в которой утверждается, что обилие продуктов питания приведет к исчезновению голода. В плодородных участках земли произрастает множество съедобных корешков, однако охранники из числа карликовых мангуст живут впроголодь).
Среди людей, крыс, карликовых мангуст распространен принцип: окружающие меня предназначены приносить мне пользу, отдавать мне то, что я желаю. Крысы и карликовые мангусты не умеют рисовать иконы, и они не возвысили этот принцип до уровня иконописного сюжета.
Когда крыса ныряет на дно аквариума за едой или совершает иное физическое действие, то в ее организме происходят функциональные изменения, вызывающие дискомфорт (усталость и т.п.); этот дискомфорт дополняется дискомфортом от охлаждения организма в процессе высыхания мокрой шерсти. Крыса стремится освободиться от дискомфортного состояния, и она заставляет другую крысу совершать работу вместо себя. При этом своя деятельность, направленная на принуждение другой крысы, имеет меньшую интенсивность, чем интенсивность деятельности по извлечению еды со дна аквариума; дискомфорт от первой деятельности слабее, чем от второй деятельности. Так как крыса из двух дискомфортов выбирает меньший, то она принуждает другую крысу работать на себя. Аналогичное сопоставление совершает крыса, которую принуждают. Дискомфорт, вызванный деятельностью по извлечению еды, сравнивается с дискомфортом от укусов крыс-эксплуататоров, и если второй оказывается больше первого, то крыса выбирает деятельность в пользу кусающих крыс. Крысы наделены нейропсихологическими механизмами, обеспечивающими возможность насилия, но активация этих механизмов зависит от соответствующей стимуляции. Первый вид стимуляции заключается в наблюдении молодых крыс за взрослыми крысами, при этом формируется представление о том, как выстраивается поведение. Второй вид стимуляции состоит в переводе научения в практическую плоскость (нанесении первого удара изгою) и возникновении подкрепления (получение явной выгоды); последнее приводит к психическому укреплению механизма насилия и к повторению насильственной деятельности.
Библия и книги святых отцов содержат ответы на все вопросы, в том числе ответ на вопрос о причине греховности людей (Адам, Ева, змий, плод, грехопадение, переход доступности демоническим силам от Адама и Евы к их потомкам). В Библии и книгах святых отцов отсутствует объяснение греховности людей, подобное объяснению «греховности» крыс. По причине отсутствия, недопустимо объяснять греховность людей так, как объясняется «греховность» крыс.
|