Христианский ФОРУМ

Текущее время: 29-03, 01:58

Часовой пояс: UTC + 3 часа




Начать новую тему Ответить на тему  [ Сообщений: 4 ] 
Автор Сообщение
СообщениеДобавлено: 19-10, 22:37 
Не в сети

Зарегистрирован: 19-10, 22:22
Сообщения: 1
Откуда: москва
Недавно Патриарх русской православной Церкви Кирилл благословил план возрождения Ростова Великого (к 1150-летию города), представленный благотворительным фондом им. свт. Григория Богослова. И первым пунктом в этом плане стала передача государственного музея-заповедника "Ростовский кремль" в ведение Церкви. Между тем, чем обосновано это решение, непонятно.

С одной стороны, Ростовский архиерейский дом, находящийся в ведении музея, возможно, единственное место в городе, которое было грамотно отреставрировано и поддерживается за счет государственных средств в хорошем состоянии, а стало быть - не нуждается в "возрождении". В отличие, скажем, от стоящего на территории кремля Успенского собора, переданного Церкви уже около 20 лет назад... Большой вопрос состоит и в том, нуждаются ли храмы Ростовского архиерейского дома, регулярные богослужения в которых не проводились уже с конца XVIII в., а общенародные богослужения не проводились изначально, в "возрождении" регулярных общенародных богослужений? И почему под словами "ВОЗРОЖДЕНИЕ" или "ВОССТАНОВЛЕНИЕ ИСТОРИЧЕСКОЙ СПРАВЕДЛИВОСТИ" у нас теперь так часто поразумевают БИЗНЕС-ПРОЕКТЫ, НЕ ИМЕЮЩИЕ ОТНОШЕНИЯ К РЕАЛЬНЫМ ИСТОРИЧЕСКИМ ТРАДИЦИЯМ?

Что касается Ростовского кремля, то в данном случае речь может идти лишь о громадной несправедливости, последствия которой глубоко отразятся на будущем как самого города, так и национального мировоззрения в целом. Ростовский кремль - не монастырь (и "возрождать" там собираются, конечно же, не монастырь, а ПАЛОМНИЧЕСКИЙ БИЗНЕС-ЦЕНТР - не имеющий ни малейшего отношения к историческим традициям). Ростовский кремль - бывший архиерейский дом, брошенный Церковью на произвол судьбы после перевода архиерейской кафедры в Ярославль в конце XVIII века (в 1788 г.). В XIX в. сооружения кремля сдавались под лавки и были настолько разрушены, что одно время Церковью серьезно обсуждался план распродажи ростовского архиерейского дома на кирпичи... И лишь благодаря усилиям местного купечества (П.В. Хлебникова, И.И. Хранилова, И.А. Вахромеева и мн. др.), а также Московского археологического общества, Ростовский кремль был сохранен как архитектурный ансамбль (на кирпичи успели разобрать одну часобитную башню), и с 1883 г. продолжил свое существование в качестве общенародного музея церковных древностей. Дореволюционная Церковь горячо поддержала создание музея, не подчиненного ей ни юридически, ни каким-то иным способом. Более того, архиепископ Ярославский и Ростовский Ионафан всячески побуждал приходских священников добровольно "уступить музею те предметы церковных древностей, которые, не составляя существенной принадлежности их храмов, могут быть помещены в музее, где они будут тщательнее сохраняться, чем в церковных кладовых и по своему достоинству будут обращать внимание посетителей как простого звания, так и образованного общества". Именно тогда (т.е. еще до революции) в собрание музея поступила основная часть его сокровищ. Поступила, благодаря усилиям музейных работников, закупавших иконы на деньги жертвователей, а также разыскивавших старинные иконы и предметы церковного быта среди рухляди (зачастую в руинированном состоянии). Кроме того, музейное собрание активно пополнялось благодаря добровольным пожертвованиям как монастырей и приходских храмов, так и замечательных ростовских и ярославских коллекционеров (Д.А. Булатова, Н.Ф. Дубровина и мн. др.). Многие иконы при этом были освобождены музейными реставраторами от позднейших записей, восстановлены из руин, так что совершенно без натяжек можно сказать, что благодаря Музею многие шедевры древнерусской живописи впервые предстали на обозрение широкой публики. Значение этого события невозможно переоценить, т.к. БЛАГОДАРЯ УСИЛИЯМ МУЗЕЙНЫХ СОТРУДНИКОВ в начале XX в. русские люди смогли прикоснуться к своей древней истории и ВПЕРВЫЕ осознали, в какую глубину уходят их культурные корни. На каком же основании современая Церковь ратует о присвоении себе всех этих, не Ею собранных и возрожденных, богатств?! И почему бы тогда (если речь идет о тотальной реституции) не раздать их наследникам собирателей и жертвователей? Другой вопрос - не менее или даже более важный - сможет ли Церковь поддерживать на должном научном уровне хранение, изучение и реставрацию вверяемых ей сокровищ?!!!
Ответ на этот последний вопрос почти однозначен - НЕ СМОЖЕТ! МУЗЕЙ - НЕ СКЛАД, закрытый или же открытый склад-выставка (как думает, к сожалению, подавляющее большинство современных государственных и церковных чиновников). Настоящий Музей - это, прежде всего, НАУЧНЫЙ И РЕСТАВРАЦИОННЫЙ ИНСТИТУТ (гуманитарные науки - такие как история или искусствоведение - не развиваются в отрыве от материальных памятников, а памятники начинают "говорить" только тогда, когда они доступны для изучения в больших коллекциях). А Государственный музей-заповедник "Ростовский кремль" - еще и научный институт ФЕДЕРАЛЬНОГО значения и подчинения (т.е. имеет в собрании такие системообразующие для науки коллекции, без изучения которых наши знания о культуре Средних веков лишатся важного стержня)!!! "Ростовский кремль" - один из старейших музеев России (ровесник Исторического музея в Москве, в 2008 г. отпраздновавший свое 125-летие). За все эти годы в нем сложился уникальный микроклимат, позволяющий поддерживать научные и реставрационные традиции на высочайшем уровне. Такой МИКРОКЛИМАТ СКЛАДЫВАЕТСЯ ДЕСЯТИЛЕТИЯМИ (если не столетиями), а уничтожается благодаря "политической воле" чиновников в один миг!

НАУЧНАЯ И РЕСТАВРАЦИОННАЯ ШКОЛА ГМЗ "РОСТОВСКИЙ КРЕМЛЬ" НА ГРАНИ ИСЧЕЗНОВЕНИЯ! Во-первых, их содержание обходится в копеечку и НЕВЫГОДНО для бизнес-проектов. Во-вторых, Церковь в России пережила сложную судьбу и НЕ ИМЕЕТ собственных глубоких научных и реставрационных традиций (даже школа Троице-Сергиевой лавры - пожалуй, лучшая на сегодняшний день - пока еще слишком слаба и слишком зависима не только от грамотных людей, чтобы быть названной по-настоящему научной). Представители Церкви уже достаточно открыто заявляют, что КРОМЕ СМОТРИТЕЛЕЙ И ОХРАННИКОВ ИМ В МУЗЕЕ НИКТО НЕ НУЖЕН (вот он, музей-склад!). В-третьих, складывающиеся на сегодняшний день отношения между научным сообществом и Церковью далеки от взаимоуважения и дружбы (на мой взгляд, во многом благодаря амбициям представителей современной Церкви, недавно получивших такую власть, с которой еще не умеют бережно обращаться). После передачи ГМЗ "Ростовский кремль" в ведение Церкви ученые рискуют и вовсе потерять доступ ко многим памятникам, составляющим это поистине уникальное собрание. Когда представители Церкви заявляют об уважении музейных сотрудников и ученых, в это трудно поверить, так как в тех местах, где музеи уже были переданы в церковное ведомство (например, в Костроме), на практике чинятся всевозможные препятствия для научного изучения икон и других предметов церковного быта (начиная с отмены бесплатного входа для музейных сотрудников и кончая гораздо более каверзными запретами). РОСТОВ ПОКИНЕТ ИНТЕЛЛИГЕНЦИЯ. Людям с высшим образованием (а многие научные сотрудники привлекались для работы в Ростовском музее из других городов России) в Ростове Великом будет просто нечего делать, а это не может не сказаться на культурном развитии города (лучшего подарка для культурной столицы XII-XVII вв, готовящейся в 2012 г. отпраздновать свое 1150-летие, и ожидать было нельзя!). С другой стороны, в таком маленьком городе музей (а пока еще в нем работает около 300 сотрудников) является градообразующим предприятием. Положа руку на сердце, с какой точки зрения передачу музея в ведение Церкви можно назвать хоть сколько-нибудь справедливой и разумной?

И еще один вопрос, который хотелось бы поднять, это, конечно, сохранение уникальных памятников (как икон, так и уникальных памятников монументальной живописи) после передачи их в ведение Церкви. По тому механизму, по которому сейчас может быть осуществлена передача, Церковь юридически становится ПОЛНЫМ СОБСТВЕННИКОМ музейного имущества, а значит выходит из подчинения тем законам, которые на настоящий день регулируют музейную жизнь (включая закон о неотчуждении музейных коллекций...). По существующим законам никто не может обязать частного собственника (а Церковь приравнивается именно к частным собственникам) ни беречь предметы искусства, ни сохранять целостность коллекций, ни предоставлять их для всеобщего или научного обозрения (что, к слову, в нашем случае нарушает закон о правах человека)... ЦЕРКОВЬ ПОЛУЧАЕТ ПРАВО РАСПОРЯЖАТЬСЯ МУЗЕЙНЫМ СОБРАНИЕМ КАК УГОДНО: продавать, дарить, терять, записавыть памятники по вкусу века сего, на худой конец (по доброй церковной традиции) капусту придавливать... И законных инструментов помешать этому у государства и общества попросту нет. Конечно, представители Церкви громогласно обещают ничего такого не делать. Однако, что подразумевается под этими обещаниями??? В том же ростовском кремле за последнее время (а в июле этого года в музей был назначен НОВЫЙ ДИРЕКТОР, ЯВЛЯЮЩИЙСЯ КРЕАТУРОЙ ЕПАРХИИ) прошли две службы с участием ярославского архиепископа Кирилла: в храме Спаса-на-сенях (14 августа) и в храме св. ап. Иоанна Богослова (9 октября), которые оказались весьма показательны в этом смысле. В отличие от служб прошлых лет (а службы на престольный праздник ап. Иоанна Богослова были возобновлены в Музее уже давно), ни одно из самых элементарных условий по предохранению уникальной фресковой живописи от механических (прикосновений людей) или химических (копоть) повреждений выполнено не было. Вопреки условиям сохранности, в храмах были расставлены подсвечники и зажжено множество свечей. Люди в небольших и изначально не предназначенных для общенародных богослужений храмах стояли битком, однако, никаких ограждений около фресок расставлено не было. Еще несколько таких служб, и фрески XVII в. нужно будет заново реставрировать. Однако копоть, к примеру, въедается в краску намертво, и удаляется при реставрации лишь вместе с красочным слоем! Между тем, авторская живопись XVII в. - от которой после проведенных уже реставраций остался тончайший слой - может СЛЕДУЮЩЕЙ РЕСТАВРАЦИИ ПРОСТО НЕ ВЫДЕРЖАТЬ!!!
Неужели Литургия без свечей - не Литургия (молитва и Таинство)?!
Почему священнослужители не могут проявить доброй воли в отказе от хотя бы такого, сугубо внешнего и далеко не первостепенного атрибута богослужений???
И какого исполнения можно ожидать от просьб поддерживать постоянный климат в храме (ведь в этом случае придется, например, отказаться от богослужений в зимний период)?! Однако древние фрески и иконы без поддержания постоянного климата ВЫЖИВУТ (МАКСИМУМ!!!) ЛЕТ 50!!!
НЕУЖЕЛИ ЭТО СПРАВЕДЛИВО ПО ОТНОШЕНИЮ К БУДУЩИМ ПОКОЛЕНИЯМ?! Ведь они навсегда лишатся возможности непосредственно прикоснуться к своей истории!


Вернуться к началу
 Профиль  
 
 Заголовок сообщения:
СообщениеДобавлено: 04-04, 10:47 
Не в сети
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 03-04, 12:25
Сообщения: 7
Откуда: Сочи
Вы пишите о несправедливости РПЦ? А справедливо было начиная с 17-го года уничтожение храмов, которые так же были памятниками? Справедливо было превращать храмы в склады, клубы, кинотеатры, санатории и гаражи?
С Божией помощью потихоньку будут все храмы, переданные РПЦ отреставрированы. Не все сразу.
Вот один из примеров того, как заботится РПЦ о памятниках архитектуры. http://ekklezia.ru/vse-soobschestva/tramp/moi-foto/foto.html#photoid=285
Это Макарьевский монастырь на берегу Волги, из всего монастырского комплекса, в более менее нормальном состоянии на момент передачи его РПЦ, оставался только сам храм. К сожалению у меня нет сейчас фото этого монастыря перед передачей его РПЦ МП, но теперь это прекрасное место и хорошо отреставрированный монастырь, удалось даже сохранить несколько фресок.

_________________
Всеправославная социальная сеть ekklezia.ru


Вернуться к началу
 Профиль  
 
 Заголовок сообщения:
СообщениеДобавлено: 04-04, 10:55 
Не в сети
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 03-04, 12:25
Сообщения: 7
Откуда: Сочи
Вот нашел одну из фото, как выглядил монастырь при передаче его РПЦ, на этом фото уже завалы расчищены и начата работа по реставрации:
Изображение

_________________
Всеправославная социальная сеть ekklezia.ru


Вернуться к началу
 Профиль  
 
 Заголовок сообщения:
СообщениеДобавлено: 04-04, 11:45 
Не в сети
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 03-04, 12:25
Сообщения: 7
Откуда: Сочи
И еще одно фото окопал http://ekklezia.ru/vse-soobschestva/tramp/moi-foto/foto.html#photoid=374

_________________
Всеправославная социальная сеть ekklezia.ru


Вернуться к началу
 Профиль  
 
Показать сообщения за:  Поле сортировки  
Начать новую тему Ответить на тему  [ Сообщений: 4 ] 

Часовой пояс: UTC + 3 часа


Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 0


Вы не можете начинать темы
Вы не можете отвечать на сообщения
Вы не можете редактировать свои сообщения
Вы не можете удалять свои сообщения

Найти:
Перейти:  
cron
Powered by Forumenko © 2006–2014
Русская поддержка phpBB